Дайджест по антимонопольной практике № 100

08.08.2022

Предложение РЖД о введении собственного мониторинга ценообразования, законопроект о детализации процедуры иностранного инвестирования и судебное разбирательство в США по сговору на торгах.

Мониторинг ценообразования в сфере ж/д перевозок

РЖД предлагает создать единую систему мониторинга ценообразования во всех звеньях транспортной цепочки, в т.ч. просит регулятора обязать операторов вагонов предоставлять ему информацию о ставках в смежных сегментах: оперировании, перевалке, фрахте.

Необходимость введения мониторинга объясняется тем, что в условиях санкционных ограничений перед транспортной отраслью стоит задача по обеспечению эффективности поставок российских товаров на международные рынки, решение которой возможно только при обеспечении недискриминационного доступа и прозрачности ценообразования всех элементов транспортной системы.

Как поясняет РЖД, их тарифы устанавливаются государством, а другие участники рынка ориентируются на собственную прибыль и зачастую не учитывают интересы государства и социальную значимость обеспечения перевозок отдельных категорий грузов. В связи с этим компания предлагает создать отечественный институт мониторинга и публикации информации о товарных и транспортных рынках.

Участники рынка (операторы подвижного состава, морских терминалов, судоходные компании) высказались негативно насчет инициативы, пояснив это тем, что РЖД таким образом стремится стать «мегарегулятором». Операторские компании еженедельно направляют в ФАС России данные о динамике ставок оперирования, а предложение РЖД означает замещение или дублирование государственного мониторинга.

По мнению ФАС России, нецелесообразно наделять субъект естественной монополии сведениями о деятельности других участников рынка. В ведомстве подчеркнули, что стоимость услуг операторов по предоставлению вагонов не регулируется государством, ставка формируется на рыночных принципах и напомнили, что служба с апреля 2022 года проводит мониторинг транспортной составляющей в стоимости основных видов грузов, перевозимых по основным транспортным коридорам (включая железнодорожные тарифы, услуги операторов железнодорожного транспорта, услуги стивидорных компаний в морских портах и фрахт судов).

Изменение процедуры иностранного инвестирования в российские организации

ФАС России разработала законопроект, которым предлагается конкретизировать процедуру иностранного инвестирования в российские компании, определить перечень хозяйственных обществ, в отношении которых в обязательном порядке применяется процедура согласования сделок, установить критерии, которыми должны руководствоваться госорганы при подготовке предложений Председателю Правительственной комиссии за осуществлением иностранных инвестиций  в РФ.

Сам законопроект подготовлен в целях усиления контроля за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические сектора российской экономики в соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента России от 02.07.2021 № 400.

Новые положения уточняют перечень необходимой информации при подаче ходатайства о предварительном согласовании сделки и наделяют ФАС России отдельными полномочиями по принятию решений о продлении срока и отказе в удовлетворении ходатайства при наличии иностранного элемента.

По мнению ФАС России, принятие законопроекта позволит сократить сроки рассмотрения ходатайств для иностранных инвесторов, т.к. перечень необходимых документов будет известен заранее, а конкретизация норм законодательства об иностранных инвестициях обеспечит понятность и прозрачность принимаемых решений.

Американский суд вынес обвинение за сговор на торгах

Окружной суд США признал вину BC Flynn и Axion в фальсификации тендерных заявок по контрактам на теплоизоляцию.

Из дела следует, что на протяжении 7 лет между BC Flynn и Axion и другими компаниями и частными лицами действовало соглашение, в соответствии с которым организации подавали заявки на участие в торгах на заключение контрактов по установке изоляции вокруг труб и воздуховодов на строительных проектах в университетах, больницах и других общественных учреждениях и поделились данными о них с конкурентами.

Данное нарушение  предусматривает максимальное наказание в виде штрафа в размере 100 млн. долларов для каждого виновного лица, который может быть увеличен до двукратного размера прибыли, полученной в результате совершения преступления, или до двукратного размера убытков, понесенных лицами, пострадавшими от преступления, если любая из этих сумм превышает установленный законом максимальный размер штрафа.

 

Авторы: Артем Анпилогов , Александра Шрамко.