Дайджест по антимонопольной практике № 101

15.08.2022

Оценка Минцифры законопроекта о создании единого оператора цифровой рекламы, мониторинг ЕК за консорциумами линейных перевозок, новое обвинение против Google.

Минцифры о создании единого оператора цифровой рекламы

Глава Минцифры дал негативную оценку законопроекту о создании единого оператора цифровой рекламы. Он считает, что принятие текущей версии законопроекта приведет к монополизации рынка и его деградации. В письме для ФАС России министр также подчеркнул:

- законопроект выходит за рамки регулирования закона «О рекламе» в части регулирования электронных объявлений физлиц о реализации товаров/ услуг, т.к. деятельность по размещению подобных объявлений уже урегулирована;

- несоразмерность решаемой законопроектом проблемы и предлагаемого способа ее решения: к требованиям к единому оператору будут соответствовать лишь минимальное количество компаний, а принятие законопроекта приведет к монополизации рынка и деградации существующей сферы оказания услуг;

- на реализацию законопроекта потребуются доп. затраты, которые авторы не обосновали;

- сокращение крупных участников рынка приведет к снижению налоговых поступлений в бюджеты, замедлению развития экономики, падению темпов развития технологий, проблемам кадровой политики;

- принятие законопроекта несет риск прецедента искусственной монополизации на успешно развивающемся высокотехнологичном конкурентном рынке;

- снижение конкуренции также приведет к увеличению издержек рекламодателей на размещение объявлений, что отразится и на стоимости рекламируемых товаров и услуг для конечных потребителей;

- министр предложил исключить из законопроекта нормы, касающиеся регулирования электронных сервисов для размещения объявлений в Интернете.

Против принятия документа выступили также РСПП, ряд крупных IT-компаний, в том числе и ФАС России. На данный момент законопроект уже прошел первое чтение в ГД РФ. Срок представления поправок до 09.09.2022)

Минцифры также предложило проект поправок к законопроекту «О рекламе», в котором предлагает исключить нормы, регулирующие электронные доски объявлений в сети Интернет в части требований к владельцам классифайда. Нововведения не создают никаких единых ресурсов/операторов, негативно влияющих на конкуренцию. Вводится только требование о необходимости российского участия в имеющихся классифайдах. Также законопроект вводит доп.регулирование вопросов функционирования классифайдов для защиты прав пользователей (обязанности по контролю за размещенной информацией и др.).

ЕК формирует оценку о влиянии консорциумов на рынок

Еврокомиссия направила запросы заинтересованным сторонам в цепочке поставок морских линейных перевозок (т.е. перевозчикам, грузоотправителям и экспедиторам, операторам портов и терминалов) о влиянии консорциумов между линейными судоходными компаниями.

В силу антимонопольных правил ЕС запрещены соглашения между компаниями, которые ограничивают конкуренцию. Тем не менее, Регламент Совета 246/2009 (CBER) предусматривает,  что при определенных условиях до 5 лет судоходным компаниям с совокупной долей рынка менее 30% можно заключать соглашения о сотрудничестве для предоставления совместных услуг по грузовым перевозкам (консорциумы). С учетом продлений в 2014 и 2020 срок действия CBER истекает 25.04.2024. Поэтому Комиссии необходимо провести оценку регламента на предмет его функционирования и целесообразности с 2024 года.

Решение о продлении в 2020 году было принято, поскольку оценка показала, что, несмотря на усиление консолидации, концентрации, технологические изменения и увеличение размера судов, CBER соответствует своему назначению. Оценка показала, что за последние годы как затраты для перевозчиков, так и цены для клиентов в расчете на двадцатифутовый эквивалент (TEU) снизились примерно на 30%, а качество обслуживания осталось стабильным.

Заинтересованные стороны могут представить свои комментарии до 03.10.2022. Оценка поможет Комиссии решить: следует ли приостановить действие CBER или продлить с поправками/без них.

Минюст США во второй раз готовит жалобу против Google

Минюст США собирается подавать жалобу в суд с обвинением о злоупотреблении Google своим доминирующим положением на рынке цифровой рекламы. Как сообщается, ведомство на данный момент формирует свою позицию в суде и для этого собирает дополнительную информацию, а также проводит допросы.

Жалоба на рекламные технологии станет вторым обвинением со стороны Минюста США против Google после судебного иска правительства 2020 года в деле о доминировании на рынке онлайн-поиска.

Расследование Минюста США в области рекламных технологий говорит о намерении «обуздать» бигтехи США. Напомним о делах против Apple Inc. в связи с жестким контролем над App Store, Meta Platforms Inc. по вопросу продажи Instagram и WhatsApp, Amazon.con Inc. по поводу контроля над онлайн-торговлей.  Эти типы расследований сложны, а на их подготовку и разрешение уходят годы, поскольку они проходят путь от расследования к судебным разбирательствам и дальнейшим обжалованиям. 

За развитием данного дела будем следить отдельно.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Александра Шрамко.