ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 23

16.11.2020

Борьба за благополучие французских стоматологов, претензии к онлайн-продажам Amazon в Европе  и защита государственно-частного партнерства от ФАС России.

Защита конкуренции и концессии

В рамках рассмотрения дела в отношении Администрации Старого Оскола ФАС России выявила признаки заключения антиконкурентного соглашения между администрацией и АО «Теплоэнерго», в результате которого произошел срыв заключения концессионного соглашения по объектам водоснабжения и водоотведения.

Ранее ФАС России возбудила дело только в отношении Администрации Старого Оскола, посчитав, что отмена постановления о возможности заключения концессионного соглашения лишила трех хозяйствующих субъектов шанса получить доступ к объектам водоснабжения и, тем самым, огранила доступ на рынок конкурентоспособных компаний.

Между тем, в рамках рассмотрения дела в распоряжение антимонопольного органа поступил отзыв предложения АО «Теплоэнерго» о заключении концессионного соглашения, что, по мнению ФАС России, и явилось причиной отмены постановления о возможности заключения концессии, а также свидетельствует об антиконкурентном характере отношений администрации и хозяйствующего субъекта.

Ставить точку в рассмотрении данного дела пока рано, но, учитывая направленность антимонопольного ведомства на пресечение срывов при организации концессий и заключении концессионных соглашений, настоящее дело не будет последним.

Со своей стороны, рекомендуем органам власти обращать внимание на практику антимонопольных органов при принятии решения о заключении концессионных соглашений, а потенциальным инвесторам – не забывать про защитные механизмы, к которым можно и необходимо прибегать в данной сфере в целях противодействия ограничения конкуренции.

Бойкот для стоматологов

Французское антимонопольное ведомство крупно оштрафовало профессиональные стоматологические сообщества Франции (Национальный и пять ведомственных советов колледжей хирургов-стоматологов, а также две профсоюзные федерации) за воспрепятствование деятельности некоторых стоматологических сетей. Совокупный размер штрафа составил 4 миллиона евро.

В ходе расследования, начавшегося ещё в 2015 году, было установлено, что из опасений успешного развития некоторых национальных стоматологических сетей и, как следствие, падения уровня цен на соответствующие услуги национальный совет колледжей хирургов-стоматологов развернул многолетнюю кампанию по бойкотированию наиболее стремительно развивающихся сетей. В частности, в ход пошли следующие антиконкурентные практики:

- Публичные обвинения сетей в нарушениях этического кодекса и переманивании клиентов;

- Поощрение хирургов-стоматологов, подающих жалобы на своих коллег, которые были связаны со спорными сетями;

- Открытые призывы к стоматологам не вступать и не продолжать свои договорные отношения с некоторыми сетями, поскольку этим они рискуют нарушить этический кодекс;

- Давление на партнеров-поставщиков стоматологических сетей с призывом прервать договорные отношения с последними;

- Публичные призывы к пациентам бойкотировать «неугодные» стоматологии.

Антимонопольное ведомство пришло к выводу об особой разрушительности перечисленных практик ввиду того, что они были предприняты регулирующими органами, которые воспользовались своим моральным авторитетом, чтобы побудить своих членов вытеснить поставщиков услуг с социально-значимого рынка.

Подобные практики уже являются в достаточной степени изученными антимонопольными органами, а потому участникам профессиональных сообществ следует быть сдержаннее  в попытках защитить собственных представителей, не превращая их, по сути, в травлю конкретного бизнеса в угоду интересам узкой профессиональной группы.

Двойная роль Amazon

Европейская комиссия считает, что Amazon нарушает конкуренцию на розничных онлайн-рынках (marketplace), пользуясь своим положением в качестве владельца и модератора торговой площадки.

По мнению комиссии, Amazon:

- является организатором онлайн платформы, которая позволяет независимым продавцам осуществлять продажу своих товаров потребителям;

- продает товары на том же товарном рынке (платформе), конкурируя с другими продавцами.

Такая двойная роль, в совокупности с возможностью доступа к закрытым коммерческим данным продавцов, таким как количество заказанных и отгруженных единиц продукции, доходы продавцов, количество просмотров товаров, позволяют Amazon создавать преференциальный режим для своих собственных розничных предложений.

Предварительные выводы Европейской комиссии позволяют говорить о том, что большие объемы данных о продавцах доступны сотрудникам розничного бизнеса Amazon и поступают в автоматизированные системы, которые производят калибровку розничных предложений и стратегических бизнес-решений в ущерб иным продавцам на различных розничных рынках. Таким образом, это позволяет Amazon сосредоточить свои предложения на самых продаваемых продуктах и скорректировать их с учетом конфиденциальных данных о конкурирующих продавцах.

Подобное использование закрытых данных о продавцах на торговых площадках дает Amazon возможность избегать специфических для рынка розничной торговли рисков и использовать свое доминирующее положение на соответствующих товарных рынках предоставления товаров и услуг.

Хотим отметить, что на российском рынке также существуют функционирующие торговые площадки в различных сферах товаров и услуг, и рекомендуем их владельцам при одновременном осуществлении деятельности на розничных рынках воздержаться от использования закрытых данных в целях его продвижения во избежание внимания со стороны антимонопольного органа.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Александр Тюнин.