ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 35

15.02.2021

Претензии к тарифам на российскую мобильную связь, борьба за доступность жизненно важных лекарств в ЕС  и новые запреты для Google в Германии.

Претензии к ценам на связь

ФАС России инициировала новое расследование в отношении оператора мобильной связи Tele 2.  Претензии регулятора спровоцированы очередным повышением тарифов на услуги мобильной связи. В 2020 году антимонопольный орган уже признавал  рост цен экономически необоснованным и выдал компании предписание привести тарифы к уровню, действовавшему до совершения правонарушения, однако на текущий момент предписание остается неисполненным и оспаривается оператором в суде.

По мнению ФАС России,  с 1 января 2021 года оператор вновь необоснованно повысил стоимость услуг сотовой связи для более чем 12 млн. своих абонентов. Между тем, в самой компании повышение тарифов связали со значительным увеличением трафика в период пандемии и возросшими требованиями клиентов к качеству предоставляемых услуг, что потребовало от оператора привлечения большого объема инвестиций, а потому рост цен является нормальным следствием сложившейся ситуации.

Несмотря на то, что споры такого рода являются социально-значимыми, а антимонопольный орган всегда стремится защитить интересы широкого круга потребителей, справедливым будет отметить, что далеко не всегда повышение тарифов является проявлением жажды наживы той или иной корпорации. Регулятору же бывает сложно разобраться в тонкостях внутренней кухни высокотехнологичного бизнеса и в некоторых случаях выводы об отсутствии технологического, экономического либо иного обоснования роста цен бывают поспешными. Так или иначе, Tele 2 предстоит длительное разбирательство, в рамках которого, возможно, получится объяснить антимонопольному органу причины изменчивости тарифов. В ином случае  расследование обернется для компании весьма крупным штрафом.

Лекарства для жизни

Европейская комиссия одобрила  добровольные обязательства крупной фармакологической компании Aspen, обязывающие ее в разы снизить в Европе цены на шесть важнейших препаратов для борьбы с онкологией.

Еще в 2017 году Комиссия начала расследование практики ценообразования Aspen в отношении наиболее значимых препаратов от рака, в ходе которого стало известно, что после приобретения прав на производство ряда препаратов у другой компании Aspen начала постепенно кратно повышать цены на собственную продукцию во всех странах Европы. Также было установлено отсутствие всякого разумного обоснования такого поведения корпорации, поскольку технологии производства и рецептура были отнюдь не новы, а потому любые инвестиции в разработку препаратов к моменту расследования многократно себя окупили. Следовательно, компания попросту воспользовалась тем, что у пациентов и врачей не было альтернативы использованию этих конкретных лекарств . Более того, когда национальные власти стран ЕС попытались воспрепятствовать росту цен, Aspen заявил о намерении отказаться от  поставок лекарств на некоторые европейские рынки.

Так или иначе, под угрозой завершения полноценного расследования многомиллионным штрафом компания пошла на уступки и добровольно приняла на себя следующие обязательства:

- снизить цены на шесть противоопухолевых препаратов в Европе в среднем примерно на 73%;

- сниженные цены будут максимальной ценой, которую Aspen сможет взимать в ближайшие 10 лет;

- гарантировать поставку лекарств в течение следующих пяти лет.

Если Aspen нарушит обязательства, Комиссия будет вправе наложить штраф в размере до 10% от общего годового оборота компании, не проводя при этом полноценного расследования нарушений антимонопольных правил ЕС.

Институт добровольных обязательств в антимонопольном праве выглядит вполне привлекательным для всякого правопорядка, однако для российского бизнеса он до сих пор  остается недоступным. Возможно, что заимствование подобного опыта может положительно сказаться на процессах взаимодействия антимонопольного регулятора с участниками рынков, позволив избежать излишне продолжительных и сложных расследований, результат которых всем заведомо известен.

Новые запреты для Google

Суд в Германии признал неконкурентным сотрудничество национального Министерства здравоохранения с Google в части обязательств поисковика в приоритетном порядке направлять поисковые запросы на немецком языке о наиболее распространенных заболеваниях на веб-сайт, финансируемый государством.

Министерство здравоохранения Германии намеревалось в результате совершения сделки с Google повысить доступность своих сервисов для граждан, сделав свой сайт главным источником надежной информации о здоровье. Попытка министерства обеспечить известность собственной платформы оказалась слишком успешной, что поставило частных поставщиков медицинской информации в невыгодное положение, поэтому сделка была временно заблокирована по иску одного из крупнейших в стране поставщика медицинских услуг.

Суд пришел к выводу, что совместная работа Google и Министерства здравоохранения может стать финансовой угрозой для частных сайтов здравоохранения, а потому является неприемлемым в обход конкуренции демонстрировать финансируемую государством информацию над всеми предложениями частных поставщиков.

Таким образом, несмотря на заботу Министерства здравоохранения о получении гражданами полной и всесторонней информации об угрожающих им заболеваниях, суд встал на сторону коммерческой системы здравоохранения, указав на неприемлемость ограничения конкуренции со стороны государственного органа, что, в свою очередь, говорит об отсутствии иммунитетов органов власти при осуществлении деятельности, которая может повлиять на бизнес.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Александр Тюнин.