ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 39

29.03.2021

Новые правила осуществления иностранных инвестиций в российские рыбодобывающие компании, крупные штрафы за сговор на рынке сэндвичей во Франции и претензии индийского регулятора к политике конфиденциальности WhatsApp.

Ограничения "негативного контроля" в море

Госдумой РФ в первом чтении одобрен Законопроект, вносящий изменения в федеральные законы "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"  и "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон об иностранных инвестициях"). Проект предусматривает более жесткие ограничения на владение предприятиями рыбодобывающей отрасли для иностранных лиц и рассматривается как способ устранения рисков возникновения избыточной финансовой зависимости отечественных рыбодобывающих компаний от иностранных инвесторов. Нововведения сводятся к снижению порога участия иностранных инвесторов в рыбодобывающих организациях, не требующего получения предварительного согласования, с 50% до 25%.

Дело в том, что на сегодняшний день законодательство допускает ситуацию, когда стратегическая организация находится под фактическим контролем иностранного инвестора даже при наличии у него  "неконтрольной" (до 50% включительно) доли участия. Соответствующий контроль возникает в силу наличия у инвестора возможности определять решения органов управления посредством реализации права "вето", когда принятие тех или иных значимых для компании решений требует единогласия участников. Таким образом, иностранное лицо путем блокирования неугодных ему решений фактически обретает "негативный контроль" над стратегически значимой российской организацией.

Проект предусматривает, что в течение 365 дней со дня вступления закона в силу иностранные инвесторы, владеющие долями в уставном капитале рыбодобывающей организации в размере более чем 25%, но не более чем 50%, обязаны будут принять одно из двух решений:

- подать ходатайство о согласовании установления контроля в порядке, предусмотренном Законом об иностранных инвестициях;

- снизить долю своего участия в уставных капиталах таких организаций до уровня менее 25%.

Отказ от принятия соответствующих решений приведет к лишению иностранного инвестора права голоса на общем собрании акционеров  рыбодобывающей организации в судебном порядке по иску ФАС России.

Несмотря на то, что нововведения позволят обезопасить рыбодобывающую отрасль от избыточного влияния иностранных субъектов, существуют также опасения, что это негативно скажется на ее высокой на сегодняшний день инвестиционной активности и спровоцирует долгосрочный кризис управления.

Сэндвич-картель

Французское управление по вопросам конкуренции оштрафовало крупнейших в стране производителей сэндвичей за сговор, направленный на раздел рынка и согласование ценовой политики.  Компании Roland Monterrat, La Toque Angevine и Snacking Services ('Daunat') будут вынуждены заплатить в совокупности более 24 млн. евро в качестве штрафа.

В ответ на распространившуюся в 2010 году практику проведения супермаркетами розничной торговли тендеров на право осуществления поставок продукции три крупнейших производителя сэндвичей в стране договорились о систематическом проведении внутренних консультаций, позволяющих им искажать конкуренцию.

Компании заключили своеобразный "пакт о ненападении", чтобы положить конец ценовой конкуренции. Для согласованного участия в тендерах представителями компаний была также разработана специальная "система шифрования", которой они пользовались в ходе переписки и телефонных переговоров, опасаясь раскрытия сговора антимонопольным ведомством.

Обнаружение картеля стало возможным благодаря тому, что один из его участников лично обратился

в конкурентное ведомство, предоставив информацию об антиконкурентном соглашении и подав прошение о помиловании. В процессе расследования остальные участники сговора также согласились сотрудничать и раскрыть содержание всех незаконных практик, что позволило избежать им еще более суровых санкций.

Описанное дело демонстрирует насколько эффективным может быть механизм добровольного раскрытия факта существования картеля в обмен на иммунитет от преследования. В данном случае он позволил пресечь практику удержания неконкурентно высоких цен на огромном рынке на протяжении 6 лет. К сожалению, в отечественной практике подобное встречается крайне редко.

Монополия мгновенных сообщений

Антимонопольный орган Индии инициировал расследование новых изменений в политике конфиденциальности мессенджера WhatsApp, позволяющих компании предоставлять сторонним поставщикам услуг, таким как Facebook, доступ к своим коммуникациям для отправки, хранения, чтения, управления или иной обработки пользовательской информации.

Конкурентное ведомство опасается, что WhatsApp злоупотребляет собственной рыночной властью, по сути, принуждая пользователей к согласию делиться своей информацией с третьими лицами. Так, учитывая, что экспортирование данных из WhatsApp в другие конкурирующие приложения весьма громоздкий и трудоемкий процесс, то отсутствие на национальном рынке надежных конкурентов, нежелание делиться собственными данными может обернуться значительной проблемой для рядового пользователя. Выбор между отсутствием возможности обмениваться сообщениями как таковой и вынужденным согласием на отказ от "приватности" представляется несправедливым национальному регулятору.

Новая политика конфиденциальности мессенджера уже вызвала множество споров в самых разных кругах, однако именно антимонопольное преследование в Индии, которая является лидером на мировом рынке обмена мгновенными сообщениями и центром финансовых интересов WhatsApp, может представлять серьезную угрозу для компании. Если регулятор в ходе расследования придет к выводу о незаконности поведения корпорации, она будет вынуждена радикально пересмотреть собственные практики в части обеспечения сохранности данных пользователей.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Александр Тюнин.