ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 40

05.04.2021

Отечественные СМС-баталии, злоупотребления европейской энергетической биржи и борьба австрийских автодилеров за независимость.

Тинькофф Банк VS МТС

В Арбитражный суд г. Москвы Тинькофф Банком был подан иск к оператору мобильной связи МТС. Банк потребовал возместить более чем 1 млрд. рублей убытков, вызванных злоупотреблением доминирующим положением со стороны МТС, а именно: поддержанием монопольно высокой цены на услуги СМС-рассылки и созданием дискриминационных условий доступа к ней.

Поскольку СМС-сообщения являются основным способом информирования клиентов о совершенных банковских операциях, для банков всегда остро стоит вопрос ценообразования на эту услугу. Еще в 2018 году ФАС России предписал МТС прекратить практику предоставления ценовых преференций банкам с госучастием, обеспечивающую им льготные тарифы на СМС-рассылки, однако оператор, по мнению Тинькофф Банка, предпочел не отказываться от собственной ценовой политики, что повлекло для финансовой организации реальный ущерб в размере более 1 млрд. рублей.

Учитывая, что вопрос о противоправности действий МТС уже является разрешенным, на текущий момент практически отсутствуют сомнения в удовлетворении требований банка в той или иной части. Основной вопрос, вероятно, будет состоять в доказывании размера убытков. В то же время, поскольку ранее ФАС России выдавала аналогичные предупреждения всем операторам «большой четверки» , ожидается целая серия подобных споров, так как существует как вероятность обращения Тинькофф Банка с требованием о взыскании убытков к другим операторам, а также возможность для других банков предъявить подобные требования к мобильным операторам.

Антиконкурентное поведение энергетической биржи

Европейская комиссия инициировала расследование в отношении энергетической биржи EPEX Spot SE (EPEX), в действиях которой усматриваются признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по упрощению внутридневной торговли электроэнергией в шести государствах-членах Европейского союза (Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Люксембург и Нидерланды).

По мнению комиссии, EPEX могла могла ограничить конкуренцию путем принятия мер по созданию препятствий клиентам ее конкурентов к получению доступа ко всей ликвидности внутридневного рынка, на котором продавцы и покупатели могут торговать электроэнергией в последние часы перед ее подачей в сеть.

Такой механизм торговли играет важную роль для безопасности электросети, а также для эффективного использования зеленых технологий, таких как солнечная и ветровая энергия, производительность которых можно наиболее точно спрогнозировать непосредственно перед началом производства.

Регулятор отмечает, что торговля электроэнергией играет важную и растущую роль в эффективном и безопасном управлении электрическими сетями.  Более того, это помогает обеспечить переток электроэнергии от места производства к месту, где она больше всего необходима.

Учитывая возрастающую роль альтернативных ("зеленых") источников энергии, то справедливо будет сказать, что для Европейского союза первоочередной задачей является сохранение здоровой конкуренции между биржами электроэнергии и торговцами, способствующей выявлению точных ценовых и инвестиционных сигналов для новых источников энергии, имеющих решающее значение для рентабельной интеграции возобновляемых технологий в структуру электроэнергетики.

Peugeot VS Дилеры

Верховный суд Австрии признал неконкурентными некоторые практики, используемые французским автопроизводителем Peugeot по отношению к с собственным дилерам. Суд пришел к выводу, что автоконцерн злоупотребляет своей рыночной властью, "вшивая" в тексты франчайзинговых соглашений положения, ограничивающие хозяйственную самостоятельность дилеров.

Антиконкурентными были признаны, в частности, следующие  механизмы:

- субсидирование продаж автомобилей конечным пользователям в торговых точках, принадлежащих непосредственно производителю;

- привязка дилерского вознаграждения к  результатам опросов об удовлетворенности клиентов;

- перенос стоимости послепродажного обслуживания на участников дилерской сети

- понуждение дилеров к участию в рекламных акциях производителя.

Поскольку принципы устройства дилерских сетей крупных европейских автоконцернов похожи между собой, следует ожидать, что такой прецедент существенно отразится и на остальных участниках рынка. В то же время нельзя не отметить, что запрет подобных практик на отечественных рынках вызвал бы значительные затруднения в силу наличия антимонопольных иммунитетов для соглашений коммерческой концессии.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Александр Тюнин