ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 57

30.08.2021

Наложение крупного штрафа на Booking.com, послабления для разработчиков приложений со стороны Apple и обеспокоенность Еврокомиссии по поводу поглощения без ее согласия

Крупный штраф для Booking.com 

ФАС России наложила на Booking.com B.V. (Нидерланды) (управляет агрегатором Booking.com)  оборотный штраф в размере 1,3 млрд. рублей за злоупотребление доминирующим положением на рынке. Booking является цифровой платформой – агрегатором, которая собирает и предоставляет потребителям информацию о доступных для размещения номерах в гостиницах, их ценах и других условиях. Доля компании Booking на рынке услуг агрегаторов информации о средствах размещения и в стоимостном выражении, и в натуральном выражении составляет около 80%.

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства регулятором было установлено, что агрегаторы информации о средствах размещения выступают в качестве посредника, обеспечивают обработку и прохождение заказов, платежей через свою платформу между отелем и потребителем. Для того, чтобы быть размещенной на Booking, гостиница должна соответствовать ряду требований, установленных компанией. Соответственно, у Booking есть возможность определять условия размещения информации об услугах гостиниц, и компания использовала эту возможность как рычаг укрепления своего доминирующего положения на рынке. Booking навязывал гостиницам и отелям невыгодные условия договоров, в соответствии с которыми они были обязаны:

- соблюдать паритет цен,

- обеспечивать наличие номеров во всех каналах продаж своих услуг,

- соблюдать условия взаимодействия с закрытыми группами пользователей.

В соответствии с правилами и условиями для поездок Booking если после бронирования гость найдет в сети «Интернет» средство размещения с идентичными условиями бронирования по цене ниже, чем забронированное на сайте агрегатора, Booking обязуется вернуть разницу в цене.

Необходимость соблюдения условий препятствовала гостиницам и отелям свободно формировать цены на свои услуги, предлагать услуги на различных каналах продажи. Таким образом, Booking, будучи крупнейшей платформой по размещению предложений гостиничного бизнеса, навязало гостиницам и отелям невыгодные условия договора. При невыполнении условий договора компании были бы лишены возможности размещения на Booking, а значит, лишились бы значительного количества клиентов. При этом согласно исследованию «ВЦИОМ» 79% респондентов осуществляют поиск средств проживания через различные агрегаторы информации о средствах размещения, поэтому отказ от размещения на платформе сильно отразился бы на прибыли гостиниц.

При рассмотрении данного дела ФАС России оценила наличие доминирующего положения Booking, возрастающее влияние цифровых платформ и разрешила сложный вопрос определения рынка, на котором действует Booking. Антимонопольный орган определил товарный рынок как рынок предоставления услуг агрегаторов информации о гостиницах, отелях, хостелах и других средствах размещения. В свою очередь, по мнению Booking, продуктовые границы рынка шире, т.к.  агрегаторы конкурируют с продажами самих гостиниц, с  поисковыми системами (Google, Яндекс и др.), с платформами для поиска частного жилья (Airbnb, Циан, Авито и т. д.). Однако, ФАС России  отклонила данный довод, указав на то, что данные продажи не могут быть взаимозаменяемыми с продажами через агрегаторы, а сетевые эффекты от продаж через агрегаторы затрудняют вход на рынок.

Таким образом, данное дело является яркой иллюстрацией усиления влияния цифровых платформ на рынок, практического действия сетевых эффектов и ограничения конкуренции в условиях цифровой экономики.

Apple идет навстречу конкуренции

Компания Apple заявила о том, что она готова разрешить разработчикам ввести альтернативные методы оплаты для покупателей. Кроме того, Apple также планирует расширить спектр цен на приложения или подписки, по которым разработчики могут предлагать свои продукты в App Store. Ранее было возможно покупать приложения или подписку для устройств iOS только через App Store.

Поводом к смягчению политики Apple в отношении цен послужило очередное обвинение, выдвинутое несколькими разработчиками в отношении Apple. Разработчики заявили, что Apple императивно устанавливает границы цен  на приложения и ограничивает разработчиков в продаже приложений на сторонних ресурсах. Это не первое обвинение Apple: ранее в ходе конфликта с разработчиком игр Epic Games корпорация обвинялась в злоупотреблении доминирующим положением на платформе App Store.  Конфликт с Epic Games произошел на фоне выпуска обновления для игры Fortnite в App Store, которое предоставило пользователям возможность покупать внутриигровой контент напрямую у Epic Games, минуя платёжную систему Apple. Данные действия Epic Games нарушали условия контракта с Apple, которым разрешалось использовать только платежную систему Apple. Epic Games - не первая компания, которая недовольна политикой App Store. Японская e-commerce компания Rakuten также подавала жалобу в ЕС, утверждая, что поведение Apple ограничивает конкуренцию. Взимая 30%-ю комиссию за электронные книги, продаваемые через App Store, Apple недобросовестно продвигает свой собственный сервис Apple Books.

В прошлом корпорация Apple решала конфликты с разработчиками путем их блокировки, но на этот раз под влиянием множества антимонопольных споров она изменила стратегию борьбы. Разрешение разработчикам внедрять свои платежные системы в обход App Store – серьезный шаг со стороны Apple, т.к. в силу данного решения доход корпорации уменьшится, не все приложения будут по-прежнему платить в пользу Apple комиссию в размере 30% покупок в приложениях. Тем не менее, в масштабе всей бизнес-стратегии Apple данные изменения не являются радикальными, т.к. App Store все еще является единственным монополистом на рынке приложений Apple: пользователи не могут скачивать приложения из интернета или иных ресурсов, кроме App Store. По мнению представителей Epic Games, данное изменение является малозначительной уступкой Apple, вызванной многочисленными исками и не способной решить фундаментальные острые конфликты между разработчиками приложений и App Store.

Европейская комиссия «держит руку на пульсе» в отношении действий компании Illumina

Согласно антимонопольному законодательству ЕС, сделки слияний и поглощений должны проходить предварительную процедуру согласования с Европейской комиссией. Обязательство компании не завершать сделки слияний и поглощений в отсутствие согласия антимонопольного органа называется «standstill obligation».

Биотехнологическая компания Illumina (США) завершила сделку по поглощению компании-разработчика тестов на выявление рака Grail, не дождавшись согласия на ее совершение ни от ФТК США, ни от Еврокомиссии.

Соблюдение «standstill obligation» компаниями позволяет антимонопольному органу эффективно контролировать сделки слияний и поглощений, оценивать изменения доли рынка компании, степени ее влияния на рынок. Поэтому нарушение данной обязанности является достаточно серьезным и карается внушительным штрафом в размере до 10% от совокупного приобретения компании в результате сделки.

По мнению регулятора ЕС, опасность завершения сделки в отношении Grail заключается не только в росте влияния компании Illumina в обход согласия антимонопольного органа, но и в риске сокращения инноваций, т.к. основная деятельность обеих компаний тесно связана с биотехнологиями. В настоящее время антимонопольный орган ЕС проводит расследование для выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства в результате совершения указанной сделки.

 

Авторы:  Артем Анпилогов,  Анастасия Щорс