ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 58

06.09.2021

Предупреждение для компании Apple, обжалование антимонопольного штрафа компанией Google и ужесточение контроля за осуществлением иностранных инвестиций в США

ФАС России на стороне разработчиков приложений

Ранее мы освещали тему, касающуюся спора разработчиков с компанией Apple (#Antitrustnews№57). Так, разработчики приложений заявили, что Apple устанавливает цены  на приложения и препятствует продаже приложений на сторонних ресурсах. Компания Apple уже сталкивалась с аналогичными обвинениями со стороны разработчиков ЕС, США , а на прошлой неделе – РФ и Индии.

В ФАС России поступили аналогичные обращения пользователей iOS-устройств и разработчиков приложений, в которых заявители были недовольны отсутствием возможности покупок товара за пределами App Store.

Из-за комиссии в размере 15% - 30% цена на товар, купленный через App Store, выше, чем на товар, купленный непосредственно у разработчика. Несмотря на то, что введение альтернативных способов оплаты отвечало бы интересам потребителей и разработчиков, Apple официально запрещает компаниям указывать, что их товары возможно купить на ином ресурсе, а не в App Store. В противном случае Apple лишилась бы своей комиссии за продажу товара через платформу.

Указанные действия компании Apple негативно сказываются на конкуренции и приводят к росту цен на продукцию разработчиков, т.к. комиссия Apple включается в цену товара. Кроме того, при продаже приложений через App Store разработчики не могут использовать другие возможности продажи своих приложений.

В связи с этим в целях прекращения нарушения и восстановления конкурентной среды на рынке ФАС России выдала компании Apple предупреждение об устранении признаков нарушений п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а именно действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, а также ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Слишком большой штраф

В июле антимонопольный орган Франции рассматривал спор между Google и издательством, который касался оплаты компанией Google новостного контента, предоставленного данным СМИ. Антимонопольный орган Франции обязал Google уплатить штраф за несоблюдение компанией рекомендаций по ведению переговоров с издательствами. Спор касался нарушений Google временных предписаний антимонопольного органа Франции, в соответствии с которыми Google был обязан в течение трех месяцев провести соответствующие переговоры, касающиеся размера выплат в адрес СМИ.

Google, в свою очередь, не согласился с решением антимонопольного органа и счел, что размер штрафа совершенно не пропорционален нарушению. По мнению Google, размер штрафа сильно завышен в свете предпринятых усилий компании по достижению соглашения с издательствами и соблюдению законодательства. Google заявил, что компания продолжает усердно работать над разрешением данного спора и соблюдением договоренностей на практике:

- компания увеличила количество предложений о сотрудничестве с издательствами,

- четко разъяснила условия сотрудничества,

- раскрыла всю необходимую информацию по требованию антимонопольного органа Франции.

Тем не менее, несмотря на приложенные усилия, антимонопольный орган Франции принял решение о назначении штрафа. Более того, антимонопольный орган акцентировал внимание компании на том, что поданная апелляционная жалоба не является основанием для отсрочки или отмены штрафа, и компания в любом случае обязана его заплатить.

Кроме того, в течение следующих двух месяцев группа крупнейших высокотехнологических компаний США обязана предложить несколько вариантов компенсации новостным изданиям и издательствам за неправомерное использование их контента.

Данное решение антимонопольного органа Франции является отражением мировой тенденции по борьбе антимонопольных органов с злоупотреблениями «большой пятерки» высокотехнологичных компаний США, а именно: Amazon, Apple, Google (Alphabet), Facebook, Microsoft.

Усиление контроля за иностранными инвестициями в США

Законопроект, получивший название «Stopping Foreign Government Subsidies for Mergers Act», обяжет компании, финансируемые иностранным государством, уведомлять антимонопольный орган о сделках по присоединению (слиянию/поглощению) компаний, зарегистрированных в США, если их цена превышает 92 миллиона долларов. 

По мнению авторов законопроекта, при  присоединении американской компании к иностранной возникают не только вопросы национальной безопасности, но и изменения рыночной власти компаний, методов конкурентной борьбы.

В настоящий момент органом, уполномоченным разрешать вопросы национальной безопасности при присоединении компаний США к иностранным компаниям, является Комитет по иностранным инвестициям США (The Committee on Foreign Investment in the U.S., CFIUS). Тем не менее, есть необходимость оценки данных сделок присоединения антимонопольным органом с точки зрения их влияния на конкурентную среду на рынке.

Так, согласно законопроекту, если компания-приобретатель получает субсидии от иностранных государств, то при присоединении к себе американской компании она должна будет предоставить информацию о своей связи с иным государством антимонопольному органу. Раскрытие данной информации позволит антимонопольному органу прогнозировать, каким образом будет действовать компания на рынке после завершения присоединения.

Необходимость разработки данного законопроекта о раскрытии связи предприятия с иностранным государством обусловлена особенностями статуса таких предприятий и их положением на рынке. По общему правилу, компании как хозяйствующие субъекты стремятся к получению прибыли и ее максимизации.

Однако, для компаний, принадлежащих государству, получение прибыли не является главной целью, поэтому их поведение на рынке отличается от поведения других субъектов. Поскольку данные компании финансируются иностранным государством, они способны осуществлять не только прибыльную, но и убыточную экономическую деятельность, что представляется невозможным для коммерческих организаций.

Кроме того, субсидирование иностранным государством «развязывает руки» иностранным компаниям в осуществлении демпинга  и произвольной установке цен. Их положение на рынке в любом случае является более устойчивым в силу государственной поддержки по сравнению с положением коммерческих компаний. Таким образом, в свете данных особенностей компаний, финансируемых иностранными государствами, контроль антимонопольного органа за осуществляемыми ими присоединениями представляется оправданной мерой.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Анастасия Щорс