ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 64

18.10.2021

Борьба с использованием роботов на бирже, достижения и планы ФАС России в сфере тарифного регулирования и законопроект американских сенаторов, направленный против Big Tech

Роботам тут не место

По мнению ФАС России и Банка России, использование роботов на бирже является недобросовестной практикой. Роботы в данном случае представляют собой специальные автоматизированные системы торговли, используемые при подаче заявок на покупку/продажу нефтепродуктов на биржевом спот рынке. Использование данных автоматизированных систем позволяет участникам торгов сохранять лидирующие позиции своих заявок, т. к. их заявки на биржу подаются с увеличением цены и в короткий временной отрезок по отношению к заявке, ранее поданной другим участником торгов.

Таким образом, лица, использующие автоматизированные системы торговли при подаче заявок, приобретают преимущественное положение. Очевидно, что действия лиц на бирже с помощью автоматизированных систем будут быстрее и эффективнее, чем при обычных методах подачи и корректирования заявок. Тем не менее, в периоды повышенного спроса на нефтепродукты данные различия в положении заявок в силу использования различных приемов стали настолько острыми, что не могли не привлечь внимание регуляторов.

Процесс подачи заявок на бирже должен быть основан на принципах недискриминационного и равного доступа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к возможности совершения сделок с товарами на бирже, а использование автоматизированных систем нарушает данный принцип. Поэтому для защиты интересов неопределенного круга лиц на бирже и обеспечения равенства ФАС России и Банк России дали рекомендацию организаторам торговли на рынке нефтепродуктов предусмотреть во внутренних документах процедуры, которые позволят выявлять использование роботов, а также разработать перечень мер, направленных на дестимулирование использования недобросовестных практик (например, предусмотреть порядок и основания выдачи предупреждения, назначения штрафов и др.).

Итоги деятельности ФАС России в сфере регулирования тарифов

С 12 по 14 октября 2021 года прошла Всероссийская тарифная конференция, посвященная практической реализации концепции долгосрочного тарифного регулирования в Российской Федерации. На конференции обсуждались вопросы совершенствования законодательства в области государственного регулирования тарифов, реализации концепции внедрения механизмов тарифообразования.

Спикеры и участники конференции обсудили возникающие на практике вопросы, а также промежуточные результаты и достижения ФАС России в сфере тарифного регулирования:

1. разработка проекта Закона о государственном регулировании тарифов;

2. развитие Единой информационной автоматизированной системы, которая в будущем получит статус государственной;

3. подведение итогов инвестиционной деятельности в ЖКХ за 2020 год и контрольно-надзорной деятельности в сфере тарифообразования;

4. утверждение принципов тарифного регулирования в сфере связи и транспорта: баланс интересов потребителей и естественных монополий, повышение инвестиционной привлекательности отраслей, прозрачности, долгосрочности и предсказуемости изменения тарифов;

5. изменение процедуры подачи заявки на подключение к сетям газораспределения: в прошлое уходит многостраничный бумажный комплект документов, теперь в большом количестве бумажных носителей нет необходимости, т.к. новые правила предусматривают возможность подачи заявки на подключение в онлайн-формате, в том числе с использованием портала Госуслуги;

6. определение порядка проведения мониторинга выполнения заявителем технических условий, а также минимальные технические требования к сети газопотребления и оборудованию заявителей;

7. рассмотрены преимущества установки единого порядка ценообразования на размещение сетей связи, а именно возможность снизить риски установления монопольно высокой цены;

8. цифровизация тарифного регулирования: типовые формы экспертных заключений утверждены в сфере водоснабжения и водоотведения, а впоследствии будут внедрены в теплоснабжении и сфере ТКО.

Сенаторы против Big Tech

Появление множества споров антимонопольных органов и Big Tech компаний доказывают, что механизмы действующего антимонопольного законодательства по борьбе с актами злоупотребления доминирующим положением крупными IT-компаниями не эффективны.

Big Tech компании нередко находят способы «обойти» антимонопольные запреты, например, путем присоединения небольших компаний с целью усиления своего влияния на рынке (#Antitrustnews № 60), ограничения доступа к технологиям (#Antitrustnews № 59, 63), предустановки приложений (#Antitrustnews № 60). Это вызвано тем, что рынок, на котором главными игроками являются крупные технологические компании, развивается в условиях олигополии, тесной связи данных компаний, обладания ими значительными экономическими ресурсами, размеры которых в несколько раз превышают размеры государственных бюджетов отдельных стран.

Складывается ситуация, при которой антимонопольные органы вынуждены уже после совершения нарушения антимонопольного законодательства выявлять нарушения и проводить расследования, т.к. нет действующих механизмов предупреждения нарушений со стороны крупнейших высокотехнологичных компаний.

В силу данных причин сенаторы Эми Клобучар и Чак Грассли намерены в ближайшее время представить законопроект, который запретит Big Tech компаниям злоупотреблять своим доминирующим положением. Предполагается, что новый закон будет направлен на защиту интересов потребителей, предоставления им большего выбора при установке приложений, использования технологий и оплаты.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Анастасия Щорс.