Дайджест по антимонопольной практике № 93

20.06.2022

Доклад ФАС России об антимонопольном комплаенсе за 2021 год, ужесточение борьбы с дипфейками в Евросоюзе и выявление Еврокомиссией сговора на рынке железнодорожных пассажирских перевозок.

Доклад об антимонопольном комплаенсе за 2021 год

ФАС России опубликовала Доклад об антимонопольном комплаенсе за 2021 год , в котором провела оценку комплаенс-рисков, указала на проведенные мероприятия по их снижению, а также рассчитала ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса  ведомства за 2021 год.

- В 2021 году отмечается небольшое увеличение доли отмененных решений. Кроме того, возросла доля обжалованных в суд решений антимонопольных органов по сравнению с предыдущими годами (вынесено 1373 решения о признании нарушения АМЗ, из них обжалованы 955 решений, что составило 69,6 %).

- Отмечается существенное снижение количества вынесенных решений - 1373 (в 2020 году - 1823, в 2019 году - 2236).

Регулятор полагает, что увеличение доли отмен отчасти связано с принятием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2.

- Отмечается резкий рост доли отмененных решений по ст. 17 Закона о защите конкуренции (21, 4 %, в  2020 - 7,2 % и 2019 - 10,2 %), а также по ст. 17.1  (20 %, в 2021 -  16,7 %, и 2020 – 2019 - 6,7 %). Из них по ст. 10 - 14,8 %; по ст. 11 - 13,0 %; по ст. 16 - 9,7 %.

Основными причинами отмены решений являлись: ошибочная квалификация действий; неполное исследование обстоятельств дела;  не учитывались судебные акты, которыми были установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела; процессуальные нарушения.

- В 2021 году в рамках внутриведомственной апелляции было обжаловано 49 решений что меньше, чем в предыдущие 2 года (59 - в 2019 году, 60 - в 2020 году).

Наиболее частыми причинами для отмены являлись: неполное исследование и установление обстоятельств дела, имеющих значение; отсутствие причинно-следственной связи между действиями и негативными последствиями для конкуренции; неправильное применение норм материального права; неверная оценка доказательств.

- Из анализа судебного обжалования решений регулятора о привлечении к административной ответственности следует, что в 2021 г. принято 2679 постановлений о привлечении к ответственности в виде наложения штрафа, обжалованы 888 постановлений (33,1 %).

- Наибольшее число постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства было принято по статьям 14.32 (55,6 %), 14.31 (19,5 %), 14.9 (13,3 %), и 14.33 (11,4 %) КоАП РФ.

Основными причинами отмены решений являлись:  признание нарушения малозначительным; неверный расчет штрафа; отмена решения ФАС России по соответствующему антимонопольному делу; процессуальные нарушения.

Более подробную информацию об аналитических данных и выводах ФАС России можно прочитать на сайте ФАС России.

BigTech обязались перед ЕС бороться с дипфейками

Еврокомиссия приняла Кодекс по борьбе с дезинформацией в интернете, который возлагает совместное регулирование европейскими органами и технологическими компаниями интернета на предмет распространения дезинформации и дипфейков.

Основными задачами Кодекса являются: обеспечение прозрачности политической рекламы в интернете, создание инструментов, при помощи которых сами пользователи смогут противодействовать дезинформации в интернете и борьба с фейковым или манипулятивным контентом, а именно использованием фейковых аккаунтов, ботов или вредоносных дипфейков, распространяющих дезинформацию.

Технологические компании должны будут принять меры для противодействия дипфейкам и фейковым аккаунтам на своих платформах, в противном случае они могут подвергнуться наказанию или оборотным штрафам до 6 %.

Сговор на европейском рынке пассажирских железнодорожных перевозок

Еврокомиссия подозревает железнодорожные компании ČD и ÖBB в сговоре на рынке поддержанных пассажирских железнодорожных вагонов с целью ограничения доступа к приобретению и использованию подержанных вагонов нового участника рынка RegioJet.

В 2011 году чешская железнодорожная компания RegioJet вышла на рынок пассажирских железнодорожных перевозок в Чехии. В своей деятельности RegioJet в большей степени использовала подержанные вагоны, чтобы конкурировать с ČD и ÖBB.

Комиссия считает, что в период с 2012 по 2016 год ČD и ÖBB заключили антиконкурентное соглашение, по которому компании договорились не продавать поддержанные вагоны RegioJet.

В связи с этим регулятор пришел к предварительному выводу о том, что в действиях ÖBB и ČD содержатся признаки нарушения правил конкуренции ЕС, выражающиеся в создании препятствий доступу новому участнику рынка RegioJet к подержанным вагонам, что привело к ограничению конкуренции на рынке железнодорожных пассажирских перевозок.

Если подозрение Комиссии подтвердится, действия ČD и ÖBB будут квалифицированы по ст. 101 Договора о функционировании Европейского Союза (антиконкурентное соглашение).

 

Авторы:  Артем Анпилогов, Александра Шрамко.