ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонпольной практике № 69

15.11.2021

Апелляционные неудачи Booking и Google в России и ЕС, а также глобальное антимонопольное расследование в отношении Amazon в Европе

Апелляция отклонила иск Booking'а к ФАС России

Ранее ФАС России наложила на Booking.com B.V. (Нидерланды) (управляет агрегатором Booking.com) оборотный штраф в размере 1,3 млрд. рублей за злоупотребление доминирующим положением на рынке. 

ФАС России была обеспокоена тем, что у цифровой платформы Booking есть возможность определять условия размещения информации об услугах гостиниц, и компания использовала эту возможность как рычаг укрепления своего доминирующего положения на рынке. 

В частности, платформа Booking навязывала гостиницам и отелям невыгодные условия договоров. Не выполняя данные условия, гостиница могла быть не допущена к размещению своих услуг на платформе, в силу чего лишалась клиентов и прибыли. Данные условия касались обязанностей гостиниц:

- соблюдать паритет цен, 

- обеспечивать наличие номеров во всех каналах продаж своих услуг, 

- соблюдать условия взаимодействия с закрытыми группами пользователей. 

Цифровая платформа Booking пыталась оспорить данное решение ФАС России в Девятом арбитражном апелляционном суде, однако 11 ноября суд оставил в силе и решение, и предписание ФАС России. 

Аргументы Booking.com касались определения продуктовых границ рынка: по мнению Booking, границы рынка шире и включают в себя и продажи самих гостиниц, и поисковые системы, и иные платформы для поиска частного жилья. Кроме того, по мнению Booking, данные продажи являются взаимозаменяемыми с продажами через агрегаторы. 

Суд постановил, что выводы ФАС России о наличии доминирующего положения Booking.comB.V. соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции. Продуктовые границы исследуемого товарного рынка должны быть определены как рынок услуг агрегаторов информации о средствах размещения, а роль агрегаторов информации не ограничивается только бронированием услуг временного проживания.

Платформа Booking.com намерена отказаться от навязывания гостиницам условия о паритете, но планирует подать кассационную жалобу на решение нижестоящих судов по данному делу.

Google не смог обжаловать антимонопольный штраф на 2,8 млрд. $

Нарушения гиганта заключались в том, что Google в первую очередь выдавала пользователям ссылки на продукты и сервисы компании и только затем - конкурентов. В частности, поисковик систематически отдавал предпочтение в поиске своему сервису по поиску товаров Google Shopping.

Суд ЕС постановил, что компания злоупотребила своим положением в ущерб конкурентам, тем самым нарушила правила конкуренции, предоставляя преимущества собственному сервису покупок. 

Суд ЕС обратил внимание на то, что фактически Google, как и другие крупнейшие цифровые платформы, уже не играют роль частного сервиса, а скорее представляют собой инфраструктуру общего пользования. Поэтому для защиты интересов потребителей и продавцов вмешательство антимонопольного органа в данном случае является необходимой мерой.

В настоящее время цифровые платформы аккумулировали значительный объём экономических ресурсов, выполняя роль посредника между продавцами и покупателями. 

Поскольку от действий цифровых платформ на рынке зависят как продавцы, так и покупатели, злоупотребление платформами доминирующим положением негативно отражается на динамике спроса и предложения, а свобода продавцов в формулировании условий сотрудничества сводится на нет, что также приводит к падению их прибыли и возможности предложить потребителям качественные, востребованные товары.

Еврокомиссия проводит два масштабных антимонопольных расследования в отношении Amazon

Европейская комиссия считает, что только существенные штрафы и строгие предписания способны прекратить злоупотребление Amazon доминирующим положением на рынке. 

В ноябре прошлого года Еврокомиссия уже наложила штраф на крупнейшего онлайн-ритейлера за злоупотребление доминирующим положением на рынке, которое Amazon осуществлял с использованием данных и собственной экономической доли рынка в целях продвижения своих товаров и услуг, что привело к несправедливым преимуществам компании в сравнении с другими продавцами, которые также продавали свои товары через платформу. Расследование также касалось вопроса о предоставлении Amazon различных условий доставки для собственных продуктов и для продуктов иных продавцов. Таким образом, продукты Amazon занимали более привилегированное положение на платформе.

Однако прошлые меры антимонопольного органа оказались не способны обеспечить смену бизнес-модели Amazon в долгосрочном периоде, компания продолжает нарушать антимонопольное законодательство. 

Злоупотребление цифровыми платформами доминирующим положением на рынке путем манипуляций поисковой выдачи является мировой тенденцией. Например, в Индии антимонопольный орган проанализировал тысячи внутренних актов Amazon и выявил, что компания регулярно использует поисковые алгоритмы для продвижения исключительно собственных товаров и услуг. 

Размер максимального оборотного штрафа может достигнуть 10% мировой выручки платформы, что для Amazon составит 38,6 млрд. долларов. В настоящее время между Amazon и Европейской комиссией ведутся переговоры, однако нет никаких гарантий, что сторонам удастся прийти к соглашению.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Анастасия Щорс.