Дайджест по интеллектуальной собственности № 106

11.08.2022

N.B. Приказом Минпромторга изменен перечень зарубежной продукции для параллельного импорта . Список товаров частично дополнен новыми категориями и брендами (например, автозапчасти, продукция для радиоэлектронной/химической промышленности, парфюмерно-косметические товары), а также из перечня исключен ряд товаров бренда Renault (Автовазом приняты обязательства по гарантийному обслуживанию автомобилей этой марки), лекарства/медицинская продукция, шёлк, шерсть, хлопок и т.д. (на рынке присутствует широкий круг российских аналогов, товары зарубежных брендов представлены в достаточном количестве, в т.ч. из дружественных стран).

В фокусе внимания сегодня: первая аккредитация организации для патентной экспертизы, новые сервисы для онлайн-сделок с недвижимостью и борьбы с контрафактом, а также порядок защиты прав в рамках концессии.

Первая аккредитация организации для предварительной оценки патентоспособности

Роспатент впервые аккредитовал организацию для проведения предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности изобретений и полезных моделей. Ею стал Волгоградский государственный медицинский университет.

Данное событие – важный этап в развитии российской системы интеллектуальной собственности, в т.ч. с момента появления в РФ процедуры аккредитации Роспатентом профильных научных/образовательных организаций для предварительной экспертизы патентов, о которой мы писали ранее. С этой целью патентное ведомство не только корректировало нормативную базу, но и организовывало и проводило квалификационный экзамен представителей организаций-претендентов.

Отмечается, что для прохождения аккредитации также уже направили в адрес Роспатента необходимые документы и иные организации – учреждения из Саранска, Самары и Ростова-на-Дону, которые находятся в стадии рассмотрения.

В свою очередь, использование возможностей научных и образовательных организаций при экспертизе технических решений даст возможность привлекать к экспертизе профильных специалистов в определенной области науки и техники, что, в свою очередь, позволит повысить надежность патентов.

Цифровые сделки с недвижимостью

Росреестр и Минцифры разрабатывают суперсервис «Мое жилье», среди ключевых возможностей которого:

- пользователи Госуслуг смогут размещать объявления о продаже жилья на интернет-порталах, подтверждая свои права в режиме онлайн из ЕГРН;

- покупатели смогут быстро узнавать важные сведения об интересующем их объекте в целях исключения возможных рисков при сделке;

- возможность проверить наличие обременений, информацию о зарегистрированных жильцах, долги по оплате ЖКУ и иные существенные параметры в отношении недвижимости;

- заключение онлайн-сделки между продавцом и покупателем, в т.ч. с помощью специального конструктора, который позволит составить электронный договор купли-продажи, ипотеки или долевого участия по разработанным Росреестром формам, а подписание документов будет происходить с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи в мобильном приложении «Госключ».

Также в рамках разработки сервиса обсуждается возможность улучшения пользовательского опыта при заселении в квартиру (заключение договора с управляющей компанией, регистрация по месту жительства в МВД и т.д.).

Разрабатываемый сервис создаст единую цифровую среду для взаимодействия всех участников рынка (покупателей, продавцов, застройщиков, агрегаторов банков и госорганов), а также значительно минимизирует риски при проведении сделок с недвижимостью и контакт с госорганами. Изложенное предоставит возможность участникам рынка быстро и безопасно проводить подобные сделки, в т.ч. на вторичном рынке.

Маркетплейсы на страже борьбы с контрафактом

Крупнейшие торговые онлайн-площадки РФ (Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет) создали единую информационную систему для борьбы с контрафактным товаром. Решение реализовано на площадке Ассоциации компаний интернет-торговли.

Схема работы данной системы заключается в следующем:

- в систему вносятся сведения о случаях размещения контрафакта, данные об их продавце и документы, подтверждающие нарушение;

- далее маркетплейс, обнаруживший контрафакт (самостоятельно или после обращения правообладателя/потребителя/госоргана), блокирует предложение о его продаже на своих платформах, а соответствующие сведения вносятся в единую систему;

- иные онлайн-площадки при совпадении данных могут запросить у продавца документы, а при их отсутствии/недостоверности — заблокировать предложение у себя.

Органам власти также будет предоставляться полный доступ к единой системе по их запросу для проведения проверок. При этом подключиться к системе могут все интернет-ритейлеры.

Более того, компании совместно с ФАС России планирует разработать механизм приостановки деятельности поставщиков, замеченных в продаже контрафакта, и порядок её восстановления. Предполагается, что, если наличие контрафакта подтвердится, деятельность продавца на площадке будет приостановлена на 3 месяца, а при повторном нарушении ему может быть отказано в размещении товаров на всех площадках страны, подключенных к новой единой системе.

Сервис станет инструментом саморегулирования отрасли. Также данное решение, предполагающее обмен информацией, направлено на повышение уровня доверия к интернет-торговле и безопасности покупок, которая сейчас особенно важна в условия появления механизма параллельного импорта и недобросовестных продавцов.

Коммерческая концессия и условия защиты товарного знака

ООО обратилось в суд и хотело запретить двум компаниям использовать его товарные знаки, права на которые были переданы ООО по договору коммерческой концессии.

Все нижестоящие инстанции встали на сторону истца. СИП подтвердил, что сведения о регистрация договора коммерческой концессии, размещенные в официальном онлайн-реестре Роспатента, – надлежащие доказательства, подтверждающие наличие у ООО прав на товарные знаки.

ВС РФ не согласился с таким подходом и отправил дело на пересмотр:

- согласно ГК РФ по концессии пользователю предоставляются права на использование комплекса исключительных прав в предпринимательской деятельности, при этом императивно установлена необходимость четко оговаривать в тексте договора объем прав;

- в данном деле договор коммерческой концессии не представлен и судами не исследовался, а соответственно, не изучался важный вопрос об объеме правомочий истца, предоставленных в рамках концессии; в свою очередь, ООО может предъявлять иск в защиту прав только в пределах предоставленных правомочий, а от объема его прав зависит и разрешение вопроса о наличии/отсутствии у него права на судебную защиту от конкретного допущенного нарушения;

- суды исходили из того, что ответчики используют сходные с товарными знаками обозначения при продвижении аналогичных услуг, однако судебные акты не содержат анализа однородности этих услуг тем, которые оказываются истцом;

- суды упустили факт того, что нельзя удовлетворить требование об общем запрете конкретному лицу на будущее использовать тот или иной РИД, т.к. подобный запрет установлен непосредственно ГК РФ (абз. 3 п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

 

Автор:  Дарья Лазарева