Дайджест по интеллектуальной собственности № 107

25.08.2022

Сегодня поговорим про условия выдачи кредитов IT-бизнесу, онлайн-подачу судебных документов в МФЦ, а также про поправки в ГК РФ, связанные с расширением прав ряда авторов и с новой категорией принудительного лицензирования.

Упрощение льготного кредитования IT-сектора

Минцифры подготовлен проект постановления, направленный на снижение требований к получению IT-бизнесом льготных кредитов.

Среди послаблений:

- аккредитованная IT-компания не обязательно должна быть получателем налоговых льгот и применять пониженные страховые взносы;

- снято обязательство по индексации зарплаты сотрудникам по ТК РФ;

- допущена выплата дивидендов за счет собственных средств (однако деньги льготного кредита на эти цели нельзя направлять);

- отменен запрет на размещение на депозитах собственных денег (но к средствам льготного кредита это также не относится);

- уточнены ограничения по использованию льготных кредитных средств.

Данные поправки позволят поддержать финансово-экономическое состояние участников IT-сектора за счет привлечения дополнительного финансирования, с помощью которого российский IT-бизнес сможет обеспечить свою текущую деятельность и при этом сохранить или даже увеличить количество новых реализуемых проектов в части разработок ПО.

Электронные документы в СОЮ через МФЦ

Принято Постановление Правительства РФ, расширяющее задачи многофункциональных центров (МФЦ).

Так, физическим лицам, в т.ч. представителям бизнеса, в МФЦ будет обеспечено открытие бесплатного доступа к ГАС «Правосудие», что даст возможность взаимодействовать с федеральными судами общей юрисдикции в режиме онлайн: подавать электронные иски и иные заявления, получать от них документы онлайн и т.д.

Однако доступ к системе смогут предоставить только в тех МФЦ, где есть сектор пользовательского сопровождения.

Документ начнет действовать 28.08.2022.

Поправки, направленные на уменьшение финансовых и временных издержек заявителей, подготовлены по результатам совместного обсуждения Минэкономразвития, Судебного департамента при ВС РФ и органов власти субъектов и введены после подключения судебных участков мировых судей к ГАС «Правосудие» и после проведения пилотного проекта, в рамках которого граждане в ряде МФЦ могли работать с системой с помощью их сотрудников.

Расширение прав авторов составных и производных произведений

Минкультуры разработан законопроект о внесении изменений в п. 3 ст. 1260 ГК РФ, направленный на уточнение основных положений по защите интеллектуальных прав авторов производных и составных произведений.

Предлагается наделить этих авторов правом принимать меры по защите своих интеллектуальных прав вне зависимости от того, соблюдены ли права авторов произведений, использованных для создания соответствующего произведения, или нет.

При этом в ГК РФ также оставят норму о том, что данные авторы осуществляют свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного/составного произведения.

Поправки направлены на устранение выявленной недавно КС РФ правовой проблемы, о которой мы писали ранее: в силу действующего законодательства в ряде случаев допускается отказ в защите авторских прав создателей производного/составного произведения. Под таким риском находятся переводчики и иные авторы производных произведений (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и других подобных произведений), а также авторы составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа и т.п.).

Введенный поправками подход носит общий характер и будет применяться в отношении всех видов производных и составных произведений.

Таким образом, теперь автор производного/составного произведения сможет защищать свои исключительные и личные неимущественные права с момента его создания, но использоваться это произведение может только с согласия авторов/иных правообладателей использованных произведений (на переработку/включение их произведений в составное произведение).

Новый вид принудительного лицензирования

В Госдуму внесен законопроект, которым в ГК РФ вносятся поправки о возможности использования принудительных лицензий в отношении объектов авторских и смежных прав. Данный механизм в некоторой степени схож с принудительным лицензированием изобретений/полезных моделей/пром.образцов (ст. 1362 ГК РФ).

Среди ключевых положений:

- принудительная лицензия вводится только в отношении правообладателей из «недружественных» стран или лиц, находящихся под их влиянием;

- лицензируемый объект стал полностью недоступен на рынке РФ, а правообладатель отказал лицу, которое захотело его использовать на рыночных условиях;

- введены 2 подхода к принудительному лицензированию через суд с обязательным указанием в исках к правообладателю предлагаемых условий принудительной лицензии (пределы использования объекта, размер/порядок/сроки выплаты вознаграждения), а также с приложением подтверждения того, что объект оказался недоступен в РФ (данное заключение должен будет выдать соответствующий уполномоченный федеральный орган).

 

Первый подход: при необоснованном расторжении иностранным правообладателем/его российским представителем лицензионного договора пользователь может через суд получить принудительную лицензию на ранее согласованных с правообладателем условиях.

Среди иных условий данного подхода:

- размер вознаграждения за предоставление лицензии должен быть установлен в судебном решении не ниже цены по ранее заключенному лицензионному договору;

- не распространяется на случаи, когда договор расторгнут по соглашению сторон или правообладатель выводит в РФ свой продукт с участием другого лицензиата.

Второй подход: если объекты авторского/смежного права ранее не использовались в РФ, то в суде лицензию может получить любая организация по управлению правами на коллективной основе.

Основные требования данного подхода:

- организация обращается с иском в суд к правообладателю на основании обращения заинтересованного лица, которое выразило желание и готовность использования такого объекта при отказе правообладателя от заключения с этим лицом лицензии на условиях, соответствующих установившейся практике;

- общий размер вознаграждения за лицензию в решении суда нужно определять не ниже цены лицензии, определяемой при сравнимых обстоятельствах, а соответствующая методика устанавливается Правительством РФ;

- в РФ в отношении одного объекта авторских/смежных прав будет только одна организация, управляющая правами на него: при наличии других лиц, желающих получить такую лицензию, организация должна обращаться в суд повторно и предоставить лицензию новому заинтересованному лицу на условиях, определённых решением суда;

- лицензия может быть прекращена судом по иску правообладателя, если он заключит с российским лицом лицензионный договор об использовании в РФ.

Уточняется, что взаиморасчеты с «недружественными» правообладателями в этом случае можно осуществлять через недавно введенные спец.счета типа «О» для «недружественных» правообладателей. О введении нового порядка мы рассказывали ранее.

Данные поправки обусловлены санкционной политикой зарубежных стран и связанными с этим действиями иностранных правообладателей или находящихся под их контролем российских компаний, которые отозвали выданные ими лицензии на объекты авторских и смежных прав (литературные и кинопроизведения, компьютерные программы, музыкальные коллекции и т.д.) и перестали лицензировать новые объекты. Изложенная ситуация негативно отражается на российском бизнесе, а также стимулирует развитие «пиратства».

По мнению разработчиков, вводимые меры предусматривают полноценный правовой механизм для защиты российских компаний и инструменты в целях стабилизации российского рынка интеллектуальной собственности, а также одновременно направлены на защиту интересов владельцев, поскольку стоимость лицензии будет определяться по рыночным ценам.

В случае принятия закон будет иметь обратную силу – на все правоотношения, возникшие с 24.02.2022, а также на обязательства, срок исполнения по которым наступил после 23.02.2022.

 

Автор:  Дарья Лазарева