Дайджест по интеллектуальной собственности информационным технологиям № 2824.12.2020Новый дайджест посвящен законопроектам о принудительном лицензировании и отмене антимонопольных иммунитетов для интеллектуальной собственности. Также Вы сможете ознакомиться с первым спором о блокировке Google пиратского приложения и обновленным список Еврокомиссии по наблюдению за контрафактом. N.B. Обращаем внимание, что с 01.01.2021 Роспатент изменяет реквизиты для уплаты всех государственных, патентных и иных пошлин и платежей (смена БИК и номер счета банка получателя средств), а также для внесения платы за проведение квалификационного экзамена при осуществлении аттестации кандидата в патентные поверенные. Принудительное лицензирование Госдума в первом чтении приняла законопроект о возможности лицензирования без согласия правообладателей. Изменения вносятся в ст. 1360 ГК РФ и устанавливают, что при крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности, включая охрану жизни и здоровья граждан, Правительство РФ вправе принять решение об использовании патента без согласия правообладателя с выплатой ему соразмерной компенсации. Методика ее определения и порядок выплаты дополнительно будут утверждены Правительством РФ. Проект этой методики ранее уже обсуждался в экспертном сообществе. При определении размера компенсации будет учитываться объём выручки патентообладателя от реализации соответствующих товаров за год, предшествующий году принудительного лицензирования. Отношение к данному законопроекту настороженное. С одной стороны, предоставление подобных полномочий Правительству РФ позволит оперативно восполнить отсутствие и недостаток иностранных лекарств, медицинских изделий, необходимых для жизни и здоровья граждан, а также сможет предотвратить последствия злоупотребления правообладателем своим доминирующим положением в части отказа от производства/поставки социально необходимых препаратов и изделий. Однако опасение вызывает не только цены на такие воспроизведенные лекарства, но и тот факт, что механизм принудительного лицензирования не гарантирует производство качественных, эффективных и безопасных препаратов, полностью идентичных оригинальным. Кроме того, необходимо продумать взвешенный механизм недопущения злоупотребления таким правом. Лишение производителей эксклюзивности может привести к утрате экономической целесообразности вкладывать денежные средства в инновационные разработки, что также необходимо учесть при формировании размера компенсации. Отмена антимонопольных иммунитетов РИД Антимонопольная служба опубликовала информацию о работе над законопроектом, предполагающим определение перечня запретов для хозяйствующих субъектов при распоряжении РИД. Положения разработаны на основании практик злоупотребления интеллектуальными правами, сформированными в России и за рубежом и приобретающими все более обширный характер. Основные тезисы ФАС России сводятся к следующему: - установление запрета на действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, в рамках распоряжения своими исключительными правами на РИД путем предоставления права его использования другим хозяйствующим субъектам; - определение перечня действий, подпадающих под вышеуказанный запрет (например, введение ограничений/запретов по реализации товаров, созданных с использованием РИД, по заключению договоров с конкурентами; установление монопольно высокой цены за право использования РИД и т.д.) - необходимость обязательной выдачи предупреждения в случаях выявления признаков соответствующих нарушений. Мы уже долгое время обсуждаем на разных экспертных площадках эту инициативу антимонопольного органа. Действительно, в настоящее время в условиях цифровизации все большее значение приобретают объекты интеллектуальной собственности, которые в некоторых случаях используются в целях монополизации товарных рынков и ограничения конкуренции (например, случаи, когда IT-компании устанавливают огромные размеры комиссии, взымаемой с разработчиков программ). Однако проблемными остаются следующие положения Законопроекта: - применение антимонопольного законодательства и запретов только в отношении реального наступления неблагоприятных последствий или также в отношении фактов угрозы их наступления; - применение к осуществлению прав на РИД только запрета на злоупотребление доминирующим положением или в дополнение к нему возможно применение запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов; - отмена антимонопольных иммунитетов в отношении всех видов РИД или только тех, в отношении которых существуют проблемы правоприменения. Блокировка приложений в магазине Google Мосгорсудом удовлетворены требования S.B.A. Music Publishing о блокировке в магазине Google LLC приложения «Music Downloader — Free MP3 Downloader», содержащего пиратский музыкальный контент группы Cream Soda. Теперь Роскомнадзор направит уведомление о нарушении авторских прав в Google LLC, который должен сообщить владельцу приложения о необходимости ограничить доступ к нелегальному контенту в течение суток. В ином случае владелец магазина приложений должен будет заблокировать его, а в дальнейшем требование о блокировке переходит операторам связи. Примечательно, что данное дело первое, по которому вынесен судебный акт по новым законодательным положениям о блокировке приложений, нарушающих авторские права. При положительном исходе данная процедура станет востребованной у правообладателей, поскольку у них появится возможность с легкостью блокировать целый канал распространения контента, нарушающего авторские права. Однако некоторые остерегаются переименования пиратского приложения, поскольку в таком случае придется обращаться в суд с иском повторно. Пиратский контент ВК и Telegram Еврокомиссия обновила список наблюдения за контрафактом и пиратством, включив в него социальную сеть «Вконтакте» и мессенджер «Telegram». Отметим, что данный список формируется на основании сообщений правообладателей о проблемных сайтах и сервисах. В него входит пять разделов: - поставщики онлайн-услуг, предлагающие/облегчающие доступ к контенту, защищенному авторскими правами; - платформы электронной коммерции; - интернет-аптеки; - физические торговые площадки; - проблемные социальные сети (с 2020 г.). Согласно позиции Еврокомиссии основанием для включения Telegram в данный список послужили недостаточные ответные действия мессенджера в ответ на сообщения правообладателей о нарушениях. Применительно к «Вконтакте», поисковый сервис социальной сети позволяет пользователям легко находить пиратский контент, получать несанкционированный доступ к книгам, фильмам, телешоу, в том числе через встроенные видеопроигрыватели. Включение в данный список не влечет каких-либо юридических последствий, поскольку сам список является информативным. Однако это является сигналом для компаний к пересмотру своих политик и усилению борьбы с нарушением прав на интеллектуальную собственность.
Авторы: Яков Лазарев, Дарья Лазарева |