ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по интеллектуальной собственности информационным технологиям № 61

02.09.2021

В этом выпуске узнаете о новых штрафах за отказ от локализации, о сервисе для оценки бренда от Альфа-Банка, о китайском и российском регулировании цифрового бизнеса и о том, как 50 Cent нарушает интеллектуальные права французского коньяка.

Ответственность за нелокализацию данных

Мы рассказывали, что Google LLC оштрафовали, т.к. компания не локализовала базы данных россиян в РФ в срок до 01.07.2021, который был продлен Роскомнадзором для зарубежных организаций.

По актуальным данным около 600 иностранных компаний отчитались перед ведомством за локализацию персональных данных граждан России на территории страны.

Однако зарубежные сервисы Facebook, WhatsApp и Twitter не обеспечили запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, извлечение данных российских пользователей с использованием баз данных, находящихся в РФ. На основании изложенного, Роскомнадзор составил на данные компании административные протоколы, которые были рассмотрены Таганским районным судом г. Москвы 26.08.2021.

Суд привлек IT-компании к ответственности за нарушение законодательства в области персональных данных: WhatsApp впервые оштрафован на 4 млн руб., а Facebook  и Twitter повторно привлечены к ответственности с назначением штрафов в размере 15 млн рублей и 17 млн рублей соответственно.

Напомним, что Facebook и Twitter в 2020 году впервые были оштрафованы на 4 млн руб. каждая за нарушение законодательства о персональных данных на основании ч. 8 ст. 13.11 КоАП РФ. Однако Twitter до сих пор так и не оплатил первый штраф.

Эти кейсы интересны по многим параметрам и не только для тех, кто занимается персональными данными. Ребром встаёт вопрос о возможностях государства понудить IT-гигантов исполнять требования, т.к. непосредственно взыскать деньги с иностранной компании по решению российского суда невозможно.

Крупные компании могут руководствоваться исключительно принципом выбора меньшего из зол и пойти на встречу госоргану. Главное опасение вызывает риск официального ухода иностранных компаний с российского рынка. Пользователи всё равно смогут использовать ресурсы с помощью различных дополнительных сервисов, но у государства уже не будет рычагов давления.

Сервис по оценке рисков бренда от Альфа-Банка

Альфа-Банк анонсировал запуск онлайн-сервиса для защиты бренда.

Проверка бренда для клиентов Альфа-Банка бесплатна и осуществляется по ОГРН лица через Интернет-банк.

С помощью сервиса возможно проанализировать и оценить различные риски нарушения интеллектуальной собственности: кража бренда, паразитирование других компаний, действия «патентных троллей» и т.д.

Платформа может быть полезна не только для владельцев бренда, намеренных его защищать, но и для бизнеса, который только выходит на рынок или начинает использовать какой-либо бренд, в части оценки его чистоты.

50 Cent VS французский коньяк

Французский производитель Rémy Cointreau обратился в федеральный суд Манхэттэна с иском о нарушении интеллектуальных прав со стороны Sire Spirits, которой владеет 50 Cent (Кёртис Джексон III).

В иске отмечено, что коньяк, выпускаемый Rémy Cointreau, широко известен потребителю: выпускается с 1985 года, много рекламируется и освещается в СМИ и занимает второе место по продажам в США.

В свою очередь, Sire Spirits выпускает коньяк Branson Cognac, бутылка которого полностью воспроизводит фирменный дизайн бутылки коньяка, выпускаемого французской компанией под брендом Rémy Martin XO: характерный круговой ряд приподнятых плоских и угловых четырехугольных граней на колесообразном корпусе бутылки, которые сходятся к расположенной в центре круговой поверхности.

Также ответчик подал заявку на патент на дизайн и товарный знак для бутылок под брендом Branson Gognac в 2019 и 2020 годах соответственно.

По мнению истца, абсолютное сходство бутылок вводит потребителей в заблуждение, а ответчики, сознательно разработав аналогичный дизайн, паразитируют на бренде, извлекая несправедливую выгоду из репутации французской компании.

Учитывая изложенное, истец просит запретить Sire Spirits выпускать коньяк в схожей упаковке и возместить убытки.

Китай и Россия: контроль за IT-компаниями

В России на заседании Экспертного совета ФАС России по развитию конкуренции в области информационных технологий был представлен проект базовых принципов взаимодействия участников цифровых рынков.

К рискам/недобросовестным практикам предлагается относить:

- навязывание товаров/работ/услуг, не относящихся непосредственно к деятельности платформы;

- предоставление преимуществ своим сервисам на связанных рынках, манипулирование информацией;

- необоснованное ограничение поведения пользователей цифровых платформы;

- условия договоров, допускающие неограниченное усмотрение собственника платформы, отсутствие чётких и прозрачных правил рассмотрения обращений пользователей, отсутствие обязанности собственника обосновывать его действия по ограничению/блокировке ресурсов пользователя.

В качестве добросовестных практик/принципов закреплены:

- открытость в работе платформы (без раскрытия коммерчески чувствительной информации);

- закрепление порядка рассмотрения обращений пользователей в разумные сроки с предоставлением полной информации о действиях и намерениях в отношении пользователя;

- нейтральное отношение к различным сторонам рынка, в т.ч. конкурирующим;

- запрет на ограничение самостоятельного поведения пользователя платформы;

- недопущение использования в правилах работы платформы формулировок, допускающих расширительное толкование, неограниченное усмотрение собственника платформы.

Примечательно, что примерно в то же время в Китае Государственное управление рыночного регулирования подготовило и вынесло на общественное обсуждение проект постановления, которым повышается контроль за IT-компаниями, работающими в Интернете.

Общие положения направлены на гармонизацию поведения всех интернет-операторов, работающих в КНР (как владельцы мелких сайтов, так и крупные интернет-платформы): запрет на внедрение/способствование внедрению недобросовестной конкуренции в Интернете, запрет нарушения рыночной конкуренции и влияния на справедливые транзакции рынка.

Также среди предлагаемых мер:

- запрет на использование любых технических средств с целью влияния на выбор пользователя, перехвата трафика либо нарушения работы цифровых продуктов других операторов;

- запрет сбора с помощью технических средств и использования информации о транзакциях пользователя-приобретателя (контрагента): возможность платить, индивидуальные предпочтения, платежеспособность, кредитный статус и т.д.;

- без согласия других операторов нельзя принудительно направлять пользователя по ссылкам на продукты/услуги, которые эти операторы тоже могут предоставлять;

- запрет на установку/запуск приложений, несмотря на желание пользователя; принудительное удаление приложений конкурентов; неудаление приложений с неосновными функциями.

Предполагается, что постановление позволит защитить от неправомерного использования персональных данных, собираемых IT-бизнесом. Новые правила совместно с изменениями в закон о защите персональных данных и уже действующим законом о кибербезопасности образуют систему регулирования отношений, связанных с обработкой различных видов информации о пользователях сети Интернет.

Сравнив опыт двух стран, можно отметить наличие общих тенденций в  регулировании деятельности крупных интернет-ресурсов. Однако такая форма регулирования говорит о  продолжающемся поиске наиболее эффективных подходов государства к регулированию крупных компаний в IT-секторе.

 

Авторы: Яков Лазарев,  Дарья Лазарева