ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по корпоративному праву № 13

29.12.2020

На это неделе дайджест посвящен вопросам корпоративного управления и привлечения к субсидиарной ответственности КДЛ:

Порог обязательного аудита для компаний изменят

25 декабря 2020 г. Совет Федерации одобрил проект закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Поправки снизят размер финансовых порогов, по достижении которых компаниям необходимо проводить обязательный аудит.

В настоящий момент аудит необходим, если объем выручки компании за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов в бухгалтерском балансе по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.

- В соответствии с текстом проекта закона компании с годовым доходом менее 800 млн. руб. и с размером активов менее 400 млн. руб. могут не проводить обязательный финансовый аудит. Обязательный аудит фондов проводится, если поступления имущества и денежных средств за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышают 3 млн. руб., ранее такого финансового порога в законе не было. Норма вступит в силу с 1 января 2021 г.

В законопроекте также оговаривается, что если у компании уже начато исполнение договора на проведение аудиторских услуг, то новые положения применяются при аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.  «Суть законопроекта в том, чтобы отменить аудиторское заключение для предприятий малых форм хозяйствования. Мы идем навстречу малому бизнесу», - заявлял ранее глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. В пояснительной записке также говорится, что проведение аудиторской проверки для небольшой некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме «фонд», требует существенных затрат и является значительным финансовым бременем для указанных организаций. В связи с этим существует необходимость установления нижней границы финансовых показателей, при которых обязательный аудит может фондом не проводиться.

Отмена дублирующих требований к предоставлению финансовой отчетности

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, освобождающий компании от обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в госорганы, она будет публиковаться в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО). Законопроект отменяет обязанность организации представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения о ней в адрес госорганов. Чиновники будут получать эти документы из ГИР БО.

С 2020 года отчетность и аудиторские заключения, направляемые в Федеральную налоговую службу (ФНС), отражаются в ГИР БО. Но некоторые организации сейчас должны передавать финансовые отчеты еще и в ряд госорганов. "Это приводит к избыточной административной нагрузке на отчитывающиеся субъекты, а также дублированию функций государственных органов по получению и обработке такой отчетности", - говорится в пояснительной записке к проекту. Изменения вступят в силу с 1 января 2022 года.

Аналитика от 12 ААС

На сайте 12 ААС опубликована Справка по проблемным вопросам, связанным с исполнением принятых в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) судебных актов о применении последствий недействительности сделки, виндикации, взыскании убытков, привлечении к субсидиарной ответственности.

По вопросу субсидиарной ответственности отметим следующие выводы:

- Для исключения двойного взыскания из размера субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника должна быть исключена сумма реестровых требований уполномоченного органа, которая ранее была взыскана с него в пользу бюджета в качестве материального ущерба - Постановление 12 ААС от 10.02.2020 по делу № А12-69677/2016 - пункт 3;

- Нарушения кредитором сроков, установленных пунктами 2 и 3 статьи 61.17 Закона о банкротстве, для направления заявления о выборе способа распоряжения правом требования не могут быть положены в основу разрешения разногласий в пользу конкурсного управляющего должником при очевидности волеизъявления кредитора на момент судебного разбирательства и при отсутствии оснований для вывода о нарушении прав и законных интересов иных лиц, вовлеченных в спорные правоотношения (включая конкурсного управляющего) оставлением уполномоченного органом прав требования в причитающейся части за собой - Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.02.2020 по делу № А12-45517/2016 - пункт 7.

Экс-руководство Пробизнесбанка привлечено к субсидиарной ответственности

В августе 2015 года ЦБ отозвал лицензию на проведение операций у Пробизнесбанка, который на тот момент входил в топ-50 российских банков по размеру активов. Главная причина – недостаток собственного капитала. После процедуры банкротства кредитная организация осталась должна вкладчикам 83 млрд руб.

- 21 декабря 2020 г. вступило в законную силу решение суда первой инстанции, которым по долгам Пробизнесбанка были привлечены к субсидиарной ответственности 6 его контролирующих лиц: совладелец А. Железняк, председатель правления Д. Дыльнов, вице-президент А. Ломов, начальник департамента корпоративных финансов Н. Алексеев, вице-президент по развитию корпоративного бизнеса В. Казанцев, начальник управления проектного финансирования К. Артёмов. Дело в отношении замглавы управления факторинга Н. Арифулиной, вице-президентов Н. Журкиной и Э. Бикмаева было судом прекращено. Размер ответственности – 62 млрд. руб.

Cреди ответчиков не фигурирует экс-президент Пробизнесбанка и главы финансовой группы «Лайф» Сергей Леонтьев. По сведениям АСВ, у Леонтьева нет имущества на территории РФ, он проживает за границей и к нему иски о возмещении убытков поданы в иностранных юрисдикциях (Австрии и на Кипре). Железняк, Ломов, Алексеев, Казанцев и Артемов были обвиняемыми по уголовному делу о хищении средств банка и в отношении троих последних уже вступил в силу приговор. Железняк и Ломов скрываются от следствия.

АСВ считает, что контролирующие лица выдавали слишком большие займы компаниям, которые заведомо не могли их погасить. Некоторые из них не вели реальной деятельности с момента регистрации. Кроме того, руководство покупало неликвидные ценные бумаги. В целом контролирующие лица ничего не сделали, чтобы предотвратить банкротство Пробизнесбанка, как полагает АСВ.

Суд также установил, что банкиры, кроме всего прочего, совершили сделки по выдаче кредитов (убытки составили более 4 млрд руб.) и отчуждению ценных бумаг (убытки более 7 млрд руб.) техническим контрагентам, заменили средства банка на счетах в двух латвийских и одном английском банках на неликвидные облигации подконтрольного офшора (более 14 млрд руб.) и вывели более 3 млрд руб. в швейцарский Falcon Private Bank.

 

Автор:  Анна Акифьева