ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по корпоративному праву № 14

02.02.2021

На этой неделе дайджест посвящен вопросам корпоративного управления:

Проект Минфина о дивидендной политике госкомпаний

Минфин подготовил проект распоряжения по вопросам выплаты дивидендов, согласно которому компании с государственным участием должны направлять на выплату дивидендов не менее 50% прибыли АО за год, рассчитанной на консолидированной основе, то есть с учетом прибыли дочерних компаний и доли в прибыли зависимых и совместных обществ, в то время как сейчас данное обязательство формально распространяется только на головные холдинги.

Минфин рассчитывал согласовать свои предложения на уровне вице-премьеров до конца 2020 года. Однако на сегодняшний день проект ведомства еще находится на рассмотрении в аппарате Правительства: пока сезон годовых собраний акционеров еще далеко, этот вопрос в число приоритетных не входит, как сообщает Центр раскрытия корпоративной информации.

ЦБ РФ предлагает новые основания для вытеснения миноритариев ПАО

ЦБ предложил разрешить владельцам 95% акций ПАО принудительно выкупать бумаги у миноритариев независимо от способа приобретения ими контроля.

Сейчас мажоритарные акционеры могут добиваться принудительного выкупа акций у миноритарных в случае одновременного соблюдения 3 условий:

- у мажоритарного акционера совместно с его аффилированными лицами более 95% голосующих акций ПАО;

- контроль возник в результате реализации добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг ПАО или обязательного предложения;

- вышеуказанным способом приобретено не менее чем 10% общего количества голосующих акций ПАО.

ЦБ полагает, что российское законодательство не предоставляет альтернативных вариантов для получения полного контроля над ПАО для акционеров, сосредоточивших в своих руках 95% голосующих акций в результате гражданско-правовых сделок или корпоративных действий. Поэтому ЦБ РФ предлагает обсудить идею отказаться от существующих ограничений, а также ввести предварительный судебный контроль за осуществлением процедуры принудительного выкупа ценных бумаг, при следующих дополнительных условиях:

- принудительный выкуп должен быть возможен только в том случае, если 95% акций ПАО принадлежит одному лицу; 

- долгосрочный характер владения мажоритарным пакетом (подтверждением долгосрочного характера владения мажоритарным пакетом может служить участие акционера в 2 проведенных подряд годовых ОСА с пакетом акций более 95% голосов).

ЦБ РФ предлагает правила установления цены при squeeze-out

ЦБ предлагает наделить суд правом оценивать справедливость условий и стоимость выкупа акций у миноритариев при принудительном выкупе акций (squeeze-out). Причем выступать в качестве независимого арбитра суд будет на предварительном этапе, до начала выкупа.

По мнению ЦБ, к компетенции суда должно относиться привлечение оценочной компании для определения рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, а также рассмотрение и утверждение результатов проведенной оценки. Для этих целей судом могут дополнительно привлекаться эксперты. Выплата вознаграждения независимым оценщикам и экспертам должна осуществляться за счет средств мажоритарного акционера. В качестве альтернативного варианта ЦБ РФ предлагает дать право суду привлекать для определения цены независимого оценщика на основании тендера или отбора, проведенного ЦБ.  

В отношении ПАО, акции которых включены в котировальные списки первого и второго уровней, в состав СД которых входят независимые директора, именно они могут привлекаться к определению цены выкупа. В этом случае независимые члены СД ПАО должны обеспечить привлечение независимого оценщика для проведения оценки рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, а после ее завершения - определить цену выкупа ценных бумаг. Соответствующее решение может приниматься независимыми директорами единогласно или квалифицированным большинством голосов. При отсутствии или недостаточном количестве независимых директоров в ПАО решение по вопросу о цене бумаг может приниматься единогласно всеми членами СД. 

Также ЦБ предлагает на законодательном уровне установить требования к дате, на которую независимым оценщиком должна определяться рыночная стоимость ценных бумаг для целей выкупа. По мнению регулятора, она должна производиться на дату не ранее 2 месяцев до даты направления требования о выкупе ценных бумаг.

Стоимость одной выкупаемой акции должна определяться в составе 100% пакета без корректировки на миноритарный или мажоритарный пакет.

СКЭС ВС РФ высказалась о значении передаточного акта при реорганизации

Председатель Судебной коллегии по экономическим спорам И.Л. Подносова воспользовалась своим правом передачи жалобы, в рассмотрении которой ранее отказала судья Н.С. Чучунова.

Суды нижестоящих инстанций отказали в замене ответчика в порядке правопреемства со ссылкой на позицию КС РФ от 16.11.2018 № 43  и указали на непредставление доказательств перехода установленных обязательств (прав, обязанностей) и отсутствие передаточного (разделительного) акта, определяющего спорные имущественные отношения.

Основания для передачи жалобы на рассмотрение СКЭС ВС РФ:

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при слиянии все права и обязанности каждого из участвующих в слиянии юридических лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта и его содержания. Аналогично – в отношении присоединения.

Дело будет рассмотрено 18.02.2021.

 

Автор:  Анна Акифьева