Дайджест по судебной практике № 93

20.05.2022

Дайджест этой недели посвящен изменениям законов в связи с выходом из Совета Европы, досрочному порядку выкупа лизингового имущества, правилам поведения судей в РФ и США.

Новые правила в отношении актов ЕСПЧ

В связи с выходом и  прекращением членства РФ в Совете Европы в первом чтении Госдумы приняты поправки, вносящие изменения в различные законодательные акты и УПК РФ в отношении актов ЕСПЧ:

- предельный срок, в течение которого в РФ могут подлежать исполнению постановления ЕСПЧ: акты, вынесенные после 16.03.2022, не будут исполняться в РФ;

- вплоть до 01.01.2023 Генпрокуратура РФ может выплачивать компенсацию заявителю по постановлениям ЕСПЧ, вынесенным до 16.03.2022;

- из КАС РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ исключается основание для пересмотра вступивших в силу судебных актов РФ/возобновления производства по уголовному делу по новым обстоятельствам на основании постановлений ЕСПЧ (однако даже после вступления изменений в силу суды при необходимости смогут применять вышеназванное основание пересмотра для исполнения постановлений ЕСПЧ, принятых до 16.03.2022);

- в УПК РФ предусмотрен дополнительный компенсаторный механизм через введение нового основания для отмены вступивших в силу судебных актов и возобновления производства по делу ввиду новых обстоятельств: признание постановлением КС РФ нормативного акта/его положения соответствующими Конституции РФ в данном КС РФ истолковании, с которым расходится используемое в судебном акте по делу толкование (в этом случае пересмотр будет осуществлять Президиум ВС РФ).

Срок исполнения в РФ постановлений ЕСПЧ (16.03.2022) основан на дате принятия Комитетом министров СЕ решения о прекращении членства РФ.

Поправки направлены на определение последствий прекращения членства в СЕ и всех его механизмов, в т.ч. участия в ЕКПЧ и в деятельности ЕСПЧ с одновременной утратой значения его постановлений.

Новый порядок выкупа имущества лизингополучателями

В Госдуму внесен законопроект с поправками в Закон о лизинге, касающимися возможности и порядка досрочного выкупа предмета лизинга.

Основные изменения:

- при увеличении с 01.03.2022 по 31.12.2022 размера лизинговых платежей лизингополучатель может обратиться к лизингодателю с требованием о передаче ему в собственность предмета лизинга полностью или его части без применения неустойки и любых других финансовых санкций и мер ответственности в связи с такой передачей;

- право досрочного выкупа может быть реализовано лизингополучателем в любое время до окончания действия договора, но при условии, если соответствующе требование заявлено до 31.12.2022, а сам договор заключен до 01.03.2022;

- если по договору лизингодателю полагается вознаграждение за досрочный выкуп объекта лизинга, то его размер для таких случаев не может быть более 1% от выкупной цены предмета лизинга (выкупная цена определяется по договору и фиксируется на дату направления требования);

- порядок рассмотрения лизингодателем требования и направления уведомления о его результатах лизингополучателю, порядок передачи имущества в собственность, а также последствия неполучения лизингополучателем уведомления и механизм его действий для таких случаев (прекращение начисления/уплаты лизинговых платежей с момента направления требования до даты получения уведомления);

- при невыплате выкупной цены за 5 рабочих дней с даты получения уведомления возобновляется уплата лизинговых платежей с даты направления требования.

Вводимые меры направлены на смягчение негативных финансово-экономических последствий и стабилизацию лизинговой отрасли, пострадавшей из-за резкого скачка ключевой ставки ЦБ РФ, которая повлекла увеличение привязанных к ней лизинговых платежей. Однако возникает вопрос об источниках финансирования досрочного выкупа лизингополучателями, которые в актуальных условиях вряд ли обладают необходимыми для этого собственными ресурсами, в т.ч. для выплаты кредитов.  Более того, поправки нанесут финансовый удар и по лизингодателям, которые будут лишены того, на что они могли рассчитывать ранее в части лизинговых платежей, финансовых санкций и вознаграждения.

Судья в отставке и границы предпринимательской деятельности

Комиссия Совета судей РФ по этике дала разъяснения  о возможности получения судьей в отставке прибыли от сдачи в аренду его единственного жилья.

В заключении было отмечено:

- в Законе о статусе судей, Кодексе судейской этики есть общий запрет для всех судей (в т.ч. пребывающих в отставке и сохраняющих звание судьи) заниматься предпринимательской деятельностью лично/через доверенных лиц, но одновременно у судей есть право инвестировать средства и распоряжаться своим имуществом, в т.ч. недвижимостью, извлекать прибыль из других источников, если эта деятельность не предполагает использование судейского статуса;

- как предпринимательская деятельность, несовместимая со статусом судьи, может быть квалифицирована и такая деятельность, которая осуществляется физлицом без регистрации как ИП, но фактически соответствует всем признакам предпринимательства согласно ГК РФ;

- поддержана позиция ФНС России о том, что признаки предпринимательской деятельности оценочны, квалифицировать по ним деятельность физлица по сдаче в аренду имущества можно только при полной и исчерпывающей информации обо всех обстоятельствах его деятельности.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что судья вправе сдавать в аренду единственное принадлежащее ему жилье, которое он сам как собственник временно не использует, т.к. в этом случае очевидно, что оно приобретено для личных нужд, а не исключительно для последующей сдачи в аренду. При этом для квалификации заключаемых судьей-арендодателем сделок в качестве предпринимательской деятельности не имеют самостоятельного значения длительность/периодичность сдачи такого жилья в аренду и размер полученного дохода.

Учитывая изложенное, позиция о возможности сдачи единственного жилья в аренду аналогичным образом применяется как к действующим судьям, так и к судьям в отставке.

Кодекс этики Верховного Суда США

На рассмотрение нижней палаты Конгресса США Комитетом Палаты представителей по вопросам судопроизводства внесен законопроект, в силу которого Верховный Суд США будет обязан принять Кодекс этики поведения.  Предполагается, что Кодекс будет распространять свое действие не только на самих судей ВС США, но и на их клерков.

В законопроекте установлены минимальные стандарты раскрытия информации судьями и сотрудниками суда в отношении всех подарков, путешествий, компенсаций и доходов, полученных ими.

Также будет расширен перечень случаев, когда судья при наличии конфликта интересов должен воспользоваться самоотводом по делу, а также введены соответствующие механизмы для отвода судьи участниками судебного процесса при наличии таких оснований (например, если сторона по делу ранее поддержала выдвижение/назначение судьи или сделала подарок такому судье/его родственникам). Предполагается, что данное изменение будет распространено и на федеральных судей.

Кроме того, группы друзей суда, подающие записки и поддерживающие или возражающие против рассматриваемого в суде вопроса, должны будут обязательно раскрывать имена любых людей, которые участвовали в подготовке этих записок или финансировали группу.

Разработчики отмечают, что необходимость в принятии Кодекса, направленного на повышение прозрачности деятельности судей, вызвана тем, что их поведение слишком часто не соответствует стандартам, которым должны следовать большинство других государственных служащих. Однако среди конгрессменов есть позиция о том, что принятие подобного Кодекса – это вторжение законодательной власти в судебную, что соответственно посягает на независимость этой ветви власти.

Отметим, что на данный момент судьи Верховного суда США – это единственные судьи в федеральной судебной системе, на которых не распространяется политика этики поведения.

 

Автор:  Дарья Лазарева