Дайджест по судебной практике № 9427.05.2022На этой неделе поговорим про совершенствование судопроизводства, административные послабления для бизнеса и исчисление сроков давности по КоАП РФ. Предложения по совершенствованию правосудия 24.05.2022 состоялось пленарное заседание Совета Судей РФ. Председатель ВС РФ в своём докладе обозначил судебную статистику за 1 квартал 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года: - судебная нагрузка выросла на 10%; - подано на 31% больше электронных процессуальных документов; - рассмотрено на 52% больше дел о банкротстве; - осуждено 78% лиц, в 21% случаях уголовное преследование прекращено судом; - численность лиц, осужденных к лишению свободы, осталась стабильной (28-29%). В части совершенствования судопроизводства было предложено: - расширить применение электронных технологий: перевести судебные архивы в электронную форму, направлять извещения через электронную почту; - предоставить всем участникам уголовного процесса возможность участвовать в заседаниях посредством ВКС; дополнить УПК РФ положениями о подаче процессуальных документов и направлении повесток/уведомлений через Госуслуги/Единую систему межведомственного электронного взаимодействия; - закрепить перечень несложных дел, по которым мотивировочная часть решения будет составляться только по заявлению участника дела/при подаче апелляции (например, по делам о взыскании задолженности по договору); - исключить составление письменных протоколов (помимо конституционного и уголовного судопроизводств), поскольку аудиопротоколирование обеспечивает полную фиксацию судебного разбирательства; - возложить на взыскателя в гражданском процессе обязанность направить должнику копию заявления о выдаче приказа; - повысить размер сумм для взыскания в приказном порядке по ГПК/АПК РФ до 1 млн. руб. и размер исковых требований для рассмотрения в упрощенном порядке по ГПК РФ – до 500 тыс. руб., а по АПК РФ – до 800 тыс. руб. для ИП и до 1 млн. 600 тыс. руб. для юрлиц; - ввести в КоАП РФ правила альтернативной подсудности: обжалование постановлений по делам об административном правонарушении (АП) либо по месту рассмотрения дела об АП, либо по месту жительства/нахождения физлица/юрлица; - закрепить в КАС РФ возможность одновременного предъявления требования о признании незаконным решения/действия/бездействия органа власти, должностного лица и требования о компенсации причиненного морального вреда; - увеличить сумму задолженности для внесудебного банкротства физлица; наделить арбитражных управляющих правом установления требований кредиторов к должнику и рассмотрения вопроса об их обоснованности; - предусмотреть возможность провозглашения только вводной и резолютивной частей приговора по всем категориям уголовных дел с учетом необходимости вручать сторонам копии полного текста приговора незамедлительно после его оглашения; - увеличить вознаграждение присяжных и исключить запрет на повторное участие гражданина в качестве присяжного в течение года. Необходимость принятия ряда изложенных мер, направленных на улучшение качества правового регулирования в сфере осуществления правосудия, назрела давно в связи с высокой загруженностью судов, о чем также свидетельствуют и приведенные статистические данные ВС РФ. Однако важно учесть, чтобы вводимые изменения, необходимые для более тщательного рассмотрения сложных категорий дел, не приводили к снижению уровня правовой защищенности граждан и бизнеса по иным спорам. Снижение административной нагрузки на бизнес В Госдуму внесен законопроект, которым предлагается закрепить в КоАП РФ ряд мер, направленных на послабление административной ответственности для бизнеса. Среди поправок: - если правонарушитель предотвратил вредные последствия административного правонарушения (АП) либо добровольно возместил причиненный ущерб/устранил причиненный вред, то штраф назначается в минимальном размере; - отсрочка исполнения постановления о назначении штрафа, ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы РФ увеличена до 6 месяцев вместо 1 месяца; - должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении контрольного/надзорного мероприятия, проверки и возбудившее дело об АП, не вправе рассматривать это дело; - штраф за правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного/муниципального контроля (надзора), может быть уплачен в размере 50% от назначенной суммы в течение 20 дней со дня вынесения постановления; - правило о замене штрафа на предупреждение при наличии обстоятельств по ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ распространяется теперь на всех субъектов правонарушений, если эти правонарушения были выявлены в ходе осуществления государственного/муниципального контроля (надзора); - дело об АП, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного/муниципального контроля (надзора), не может быть возбуждено без их проведения и оформления акта по результатам; - введение ответственности за воспрепятствование законной деятельности бизнес-омбудсменов; закрепление возможности их участия в качестве защитника в производстве по делу об АП в области предпринимательской деятельности. Предлагаемые изменения направлены на снижение административной и финансовой нагрузки на бизнес и либерализацию административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности, в т.ч. в условиях внешнего санкционного давления и экономических сложностей. Как исчислять сроки давности привлечения к административной ответственности? Гражданке, виновной в ДТП, назначили административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на 1 год. Позднее она пыталась оспорить это постановление, указывая и на то, что судебный акт был вынесен по истечении срока давности привлечения к административной ответственности. - в практике сложились два подхода по вопросу порядка исчисления сроков давности в делах об административных правонарушениях: 1. первый подход, основанный на буквальном толковании ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, заключается в исчислении срока давности со дня совершения правонарушения; 2. вторая позиция исходит из общих правил исчисления сроков и разъяснений Пленума ВС РФ: расчет срока давности должен производиться со дня, следующего за днем совершения правонарушения; - неустранимые сомнения в правовом регулировании должны толковаться в пользу более слабой стороны, которой в подобных публично-правовых отношениях выступает правонарушитель – физлицо или юрлицо; - выявленная неопределенность должна быть решена в пользу первого подхода: срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения; при этом пересмотр уже рассмотренных дел исключается. Учитывая сложность и несовершенство норм КоАП РФ, влекущие дифференцированные подходы по одним и тем же вопросам, разъяснения КС РФ – шаг вперед на пути совершенствования законодательства об административных правонарушениях. Данное КС РФ однозначное толкование норм КоАП РФ – гарантия защиты физлиц и юрлиц от незаконного привлечения к ответственности, административного произвола и избирательного правосудия. Важно, чтобы подход КС РФ, исключающий неоднозначность в исчислении сроков, был учтен законодателем не только в действующей редакции КоАП РФ, но и в разрабатываемом на данном моменте проекте нового КоАП РФ.
Авторы: Дарья Лазарева, Алина Фазуллина. |