«Географическое указание» дополнит закрытый перечень охраняемых законом средств индивидуализации товаров

22.07.2019

Наряду с таким объектом интеллектуальных прав как наименование места происхождения товара (далее – НМПТ) Законопроект вводит сходное понятие – географическое указание (далее – ГУ).

Напомним, что НМПТ даёт потребителю представление не только об изготовителе товара, но также о наличии в нём особых свойств, определяемых местом его изготовления. Обеспечение высокого уровня правовой охраны НМПТ необходимо, прежде всего, для региональных производителей товаров в силу того, что принадлежность товара к определённому месту происхождения может быть серьёзным конкурентным преимуществом.

Тем не менее, в условиях актуального правового регулирования большая часть участников оборота, деятельностью которых обеспечиваются особые свойства товара, не могут обеспечить правовой охраной свои обозначения. Среди них:

- Производители узкоспециализированных групп товаров;

- Объединения производителей конечного продукта;

- Производители сырья;

- Лица, обеспечивающие хранение, перевозку и распространение товара.

За более чем 10 лет существования в отечественном правопорядке НМПТ выявлены следующие недостатки режима НМПТ:

- Отсутствие федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных выдавать заключения, предусмотренные ГК РФ, в случае ряда продуктов;

- Завышенные требования к производителю в части осуществления всей совокупности производственных и смежных процессов на указанной в заявке территории.

Основной проблемой для заявителей является закрытый перечень органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на гос. регистрацию НМПТ. Перечень содержит всего четыре органа (Минздрав, Минпромторг, Минсельхоз, Росалкогольрегулирование) и закрепляет за каждым из них компетенцию в отношении определённой категории продукции. Между тем в нормативных актах не раскрывается порядок оформления заявок в отношении товаров, не вошедших в предложенную Правительством классификацию.

Предпосылкой реформ, среди прочего, послужило участие России в некоторых международных договорах. Так, существование ГУ предусмотрено:

- Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);

- Минским соглашением «О мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний»;

- Договором о Евразийском экономическом союзе.

Страны-участницы соглашений уже имеют позитивный опыт регистрации обозначений товаров в качестве ГУ.

Дополнительным преимуществом внедряемой конструкции является возможность популяризации традиционных образов отдельных территорий России, что необходимо как для повышения конкурентоспособности экономики регионов, так и для привлечения российских и иностранных инвесторов.

Законопроект предусматривает пересмотр положений параграфа 3 главы 76 части четвёртой ГК РФ с учётом включения норм, относящихся к ГУ, а также изменений уже существующих норм о НМПТ.

Согласно Законопроекту географическое указание – это обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определённое качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением.

Для охраноспособности ГУ, в отличие от НМПТ, не требуется осуществлять все стадии производства товара на территории заявленного географического объекта. Успешная регистрация ГУ требует лишь, чтобы на данной территории осуществлялась хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик.

Ключевое отличие формирования заявок на гос. регистрацию НМПТ и ГУ заключается в порядке взаимодействия с органами исполнительной власти при проверке соответствия товара декларируемым качествам. Заключение органа о соответствии обязательно должно прилагаться к заявке на регистрацию НМПТ. Заявка же на гос. регистрацию ГУ не требует такого заключения, потенциально расширяя круг лиц, обладающих реальной возможностью зарегистрировать обозначение.

Примечательно, что действующая редакция ГК РФ относит контроль за сохранением особых свойств товара с зарегистрированным НМПТ Роспатенту. Законопроект же в отношении заявки на гос. регистрацию ГУ и НМПТ требует только указания порядка контроля за соблюдением условий производства и характеристик товара. Такое изменение представляется продолжением общей тенденции законодательного снижения административного давления на производителей.

Предусмотрен также запрет на регистрацию обозначения одного вида товара одновременно в качестве ГУ и НМПТ. Дозволяется, однако, преобразовывать одно в другое.

Так или иначе, в скором времени мы увидим обновлённую редакцию части четвёртой Гражданского кодекса, содержащую нормы о географическом указании. Такие изменения могут существенно повлиять на условия оборота, позволив заинтересованным лицам извлечь дополнительные преимущества из приобретения исключительных прав на обозначения, добавляющие репутационный вес производимому товару. Бизнес-сообщество проявило интерес к потенциальной возможности производителей продемонстрировать сопричастность к зарекомендовавшим себя «географическим брендам» и уже рекомендует предпринимателям начинать подготовку заявок на регистрацию новых обозначений.

 

Авторы: Анна Шувалова, консультант практики интеллектуальной собственности и информационных технологий и Александр Тюнин, младший консультант Юридической компании "Каменская & партнёры"