К чему ведет совершенствование Закона № 223-ФЗ?

28.08.2019

Антимонопольный орган объявил о совершенствовании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ)[1]. Напомним, что Закон № 223-ФЗ применяется к госкомпаниям и регулируемым организациям.

По мнению ФАС России, необходимость совершенствования Закона № 223-ФЗ обусловлена следующими проблемами:

- неограниченное право осуществления закупок у единственного поставщика;

- отсутствие единых требований к участникам закупок;

- отсутствие требований к составу заявок;

- отсутствие единых требований к порядку оценки заявок;

- изменение условий договора.

Вероятно, нас ждёт очередной этап сближения ранее диспозитивного Закона № 223-ФЗ и урегулированного Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Государство не имело иллюзий в отношении закупок государственными органами, но, похоже, теперь также изменило мнение в отношении эффективности свободных закупок госкомпаниями.

Вместе с тем, проблемы, озвученные ФАС России, вряд ли возможно решить через процесс нормотворчества. Как видно из практики, те же самые проблемы возникают и по Закону № 44-ФЗ, несмотря на усиленное урегулирование.

Решением проблем может стать отказ от контроля процедурных нарушений в пользу проверки соблюдения антимонопольных требований, которые потребуют от представителей антимонопольного органа компетенцию сравнимую либо превышающую компетенцию представителей заказчиков.

Так или иначе, государство вправе ограничивать то, что ему принадлежит, но усиление ограничений в отношении частных регулируемых организаций должны быть более существенным образом обоснованы.

 

Автор: Илья Тюленев, старший консультант практики конкурентного права Юридической компании "Каменская & партнёры"



[1] https://fas.gov.ru/news/28131