ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Новогодний подарок от ФАС России для иностранных инвесторов

29.12.2020

23 декабря Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Согласно пояснительной записке, размещенной на сайте законодательного органа, указанный законопроект направлен на совершенствование порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, которые осуществляют виды деятельности, имеющие стратегическое значение, связанные с оказанием услуг по водоснабжению (водоотведению), выполнением работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и при этом указанные виды деятельности для них не являются основными.

Мы попытались разобраться, действительно ли законопроект несет в себе либерализацию процессов осуществления иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики или нововведения станут еще одним инструментом контроля, создающим административные барьеры.

Что нового?

Законопроектом вводится упрощенный порядок согласования сделок в отношении хозяйственных обществ, осуществляющих следующие стратегические виды деятельности, которые не являются для них основными:

1. Общества, выполняющие работы с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. Например, мясокомбинаты (производители животных жиров, мясных субпродуктов, кормов для животных), птицефабрики, племенные заводы (производители шерсти, шкур и пуха), столовые, предприятия по производству парфюмерно-косметической продукции.

2. Общества, включенные в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения (водоотведения). Например, предприятия стекольной, керамической, текстильной, металлургической, цементно-кирпичной и деревообрабатывающей промышленности, предприятия, осуществляющие деятельность по строительству или производству пластмасс, предприятия сельскохозяйственной отрасли и санаторно-курортные организации.

При этом для того, чтобы воспользоваться упрощенным порядком, должны быть соблюдены следующие критерии:

- общество должно осуществлять один из вышеуказанных видов деятельности;

- такой вид деятельности не должен являться для него основным;

- стоимость имущества, используемого для осуществления указанных видов деятельности, по данным бухгалтерской отчетности за последние 3 года составляет не более 1 процента.

Кроме того, помимо возможности согласования сделки в упрощенном порядке для обычного иностранного инвестора, законопроектом снимается запрет на установление контроля иностранным государством над хозяйственными обществами, осуществляющими вышеуказанные виды деятельности, при соблюдении поименованных критериев. Вместе с тем такие сделки, ведущие к установлению контроля, будут подлежать согласованию с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (Правительственная комиссия).

Порядок упрощенного согласования сделки

Для того, чтобы воспользоваться процедурой упрощенного согласования сделки/установления контроля иностранный инвестор:

- должен не являться иностранным инвестором, не представляющим информации, и (или) иностранным государством, международной организацией и (или) находящейся под их контролем организацией;

- намеревается совершить сделку или уже установил контроль в результате изменения соотношения голосов, приходящихся на акции/доли, над обществом, для которого осуществляемые им виды деятельности, связанные с оказанием услуг по водоснабжению (водоотведению), выполнением работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, не являются основными.

При упрощенном порядке решение о предварительном согласовании сделки (или согласовании установления контроля) принимается уполномоченным органом по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (ФАС России) в случае представления заключений:

- Минобороны России и ФСБ России - о наличии/отсутствии угрозы обороне страны

и безопасности государства в результате совершения сделки (установления контроля над обществом);

- Роспотребнадзором, Минэкономразвития России и Минстроем России - о наличии/отсутствии необходимости рассмотрения Правительственной комиссией планируемой сделки (ходатайства

о согласовании установления контроля).

При поступлении положительных заключений ФАС России принимает решение о согласовании сделки (установления контроля) и направляет его в адрес Правительства Российской Федерации. При поступлении заключений о наличии угрозы обороне страны и безопасности государства или о необходимости вынесения сделки на рассмотрение Правительственной комиссии ФАС России направляет в ее адрес соответствующее ходатайство.

Вместе с тем до сих пор остается неясным вопрос о критериях, по которым Минобороны России и ФСБ России решают вопрос о наличии угрозы обороне страны и безопасности государства, а также критерии, по которым Роспотребнадзором, Минэкономразвития России и Минстроем России принимают решение о необходимости согласования сделки Правительственной комиссией.

Ложка дегтя в бочке меда

Законопроектом предлагается расширить перечень обязательств, возлагаемых Правительственной комиссией на иностранных инвесторов при принятии решений о предварительном согласовании сделок/установления контроля. В указанный перечень планируется включить следующие обязательства:

- продолжение осуществления обществом вида деятельности, имеющего стратегическое значение;

- оказание коммунальных услуг по установленным ценам (тарифам);

- передача прав на осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению и (или) деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и (или) прав в отношении имущества, необходимого для осуществления указанных видов деятельности, иному лицу либо в государственную или муниципальную собственность;

- осуществление деятельности обществом на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (в том числе на объектах водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и гидротехнических сооружениях), с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, охраны окружающей природной среды, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- продолжение реализации обществом, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, соответствующей инвестиционной программы, ранее утвержденной в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- обеспечение сохранения обществом на уровне не ниже предшествующих дате совершения сделки (или установления контроля) объемов производства и поставок продукции (работ, услуг);

- внедрение на территории Российской Федерации инновационных технологий, а также размещение объектов по производству деталей, узлов, комплектующих и материалов, используемых обществом для производства и поставок в необходимых объемах продукции (работ, услуг).

Что в итоге?

С момента принятия Закона № 57-ФЗ в 2008 году иностранные инвесторы могли рассчитывать только на ужесточение правил осуществления иностранных инвестиций, создание новых административных барьеров и усиление контроля со стороны ФАС России. В свою очередь, новый законопроект, несмотря на отсутствие критериев угрозы обороне страны и безопасности государства, а также расширение перечня устанавливаемых для инвесторов обязательств, направлен на либерализацию инвестиционных процессов в стратегические отрасли экономики. Более того, успешная реализация предусмотренного законопроектом механизма на практике может дать толчок для дальнейших послаблений по отношению к иным стратегическим видам деятельности, которые не являются для хозяйственных обществ основными.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Александр Тюнин