Новогодний подарок от ФАС России для иностранных инвесторов29.12.202023 декабря Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Согласно пояснительной записке, размещенной на сайте законодательного органа, указанный законопроект направлен на совершенствование порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, которые осуществляют виды деятельности, имеющие стратегическое значение, связанные с оказанием услуг по водоснабжению (водоотведению), выполнением работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и при этом указанные виды деятельности для них не являются основными. Мы попытались разобраться, действительно ли законопроект несет в себе либерализацию процессов осуществления иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики или нововведения станут еще одним инструментом контроля, создающим административные барьеры. Что нового? Законопроектом вводится упрощенный порядок согласования сделок в отношении хозяйственных обществ, осуществляющих следующие стратегические виды деятельности, которые не являются для них основными: 1. Общества, выполняющие работы с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. Например, мясокомбинаты (производители животных жиров, мясных субпродуктов, кормов для животных), птицефабрики, племенные заводы (производители шерсти, шкур и пуха), столовые, предприятия по производству парфюмерно-косметической продукции. 2. Общества, включенные в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения (водоотведения). Например, предприятия стекольной, керамической, текстильной, металлургической, цементно-кирпичной и деревообрабатывающей промышленности, предприятия, осуществляющие деятельность по строительству или производству пластмасс, предприятия сельскохозяйственной отрасли и санаторно-курортные организации. При этом для того, чтобы воспользоваться упрощенным порядком, должны быть соблюдены следующие критерии: - общество должно осуществлять один из вышеуказанных видов деятельности; - такой вид деятельности не должен являться для него основным; - стоимость имущества, используемого для осуществления указанных видов деятельности, по данным бухгалтерской отчетности за последние 3 года составляет не более 1 процента. Кроме того, помимо возможности согласования сделки в упрощенном порядке для обычного иностранного инвестора, законопроектом снимается запрет на установление контроля иностранным государством над хозяйственными обществами, осуществляющими вышеуказанные виды деятельности, при соблюдении поименованных критериев. Вместе с тем такие сделки, ведущие к установлению контроля, будут подлежать согласованию с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (Правительственная комиссия). Порядок упрощенного согласования сделки Для того, чтобы воспользоваться процедурой упрощенного согласования сделки/установления контроля иностранный инвестор: - должен не являться иностранным инвестором, не представляющим информации, и (или) иностранным государством, международной организацией и (или) находящейся под их контролем организацией; - намеревается совершить сделку или уже установил контроль в результате изменения соотношения голосов, приходящихся на акции/доли, над обществом, для которого осуществляемые им виды деятельности, связанные с оказанием услуг по водоснабжению (водоотведению), выполнением работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, не являются основными. При упрощенном порядке решение о предварительном согласовании сделки (или согласовании установления контроля) принимается уполномоченным органом по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (ФАС России) в случае представления заключений: - Минобороны России и ФСБ России - о наличии/отсутствии угрозы обороне страны и безопасности государства в результате совершения сделки (установления контроля над обществом); - Роспотребнадзором, Минэкономразвития России и Минстроем России - о наличии/отсутствии необходимости рассмотрения Правительственной комиссией планируемой сделки (ходатайства о согласовании установления контроля). При поступлении положительных заключений ФАС России принимает решение о согласовании сделки (установления контроля) и направляет его в адрес Правительства Российской Федерации. При поступлении заключений о наличии угрозы обороне страны и безопасности государства или о необходимости вынесения сделки на рассмотрение Правительственной комиссии ФАС России направляет в ее адрес соответствующее ходатайство. Вместе с тем до сих пор остается неясным вопрос о критериях, по которым Минобороны России и ФСБ России решают вопрос о наличии угрозы обороне страны и безопасности государства, а также критерии, по которым Роспотребнадзором, Минэкономразвития России и Минстроем России принимают решение о необходимости согласования сделки Правительственной комиссией. Ложка дегтя в бочке меда Законопроектом предлагается расширить перечень обязательств, возлагаемых Правительственной комиссией на иностранных инвесторов при принятии решений о предварительном согласовании сделок/установления контроля. В указанный перечень планируется включить следующие обязательства: - продолжение осуществления обществом вида деятельности, имеющего стратегическое значение; - оказание коммунальных услуг по установленным ценам (тарифам); - передача прав на осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению и (или) деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и (или) прав в отношении имущества, необходимого для осуществления указанных видов деятельности, иному лицу либо в государственную или муниципальную собственность; - осуществление деятельности обществом на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (в том числе на объектах водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и гидротехнических сооружениях), с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, охраны окружающей природной среды, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - продолжение реализации обществом, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, соответствующей инвестиционной программы, ранее утвержденной в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; - обеспечение сохранения обществом на уровне не ниже предшествующих дате совершения сделки (или установления контроля) объемов производства и поставок продукции (работ, услуг); - внедрение на территории Российской Федерации инновационных технологий, а также размещение объектов по производству деталей, узлов, комплектующих и материалов, используемых обществом для производства и поставок в необходимых объемах продукции (работ, услуг). Что в итоге? С момента принятия Закона № 57-ФЗ в 2008 году иностранные инвесторы могли рассчитывать только на ужесточение правил осуществления иностранных инвестиций, создание новых административных барьеров и усиление контроля со стороны ФАС России. В свою очередь, новый законопроект, несмотря на отсутствие критериев угрозы обороне страны и безопасности государства, а также расширение перечня устанавливаемых для инвесторов обязательств, направлен на либерализацию инвестиционных процессов в стратегические отрасли экономики. Более того, успешная реализация предусмотренного законопроектом механизма на практике может дать толчок для дальнейших послаблений по отношению к иным стратегическим видам деятельности, которые не являются для хозяйственных обществ основными.
Авторы: Артем Анпилогов, Александр Тюнин |