Органы власти могут лишиться смысла на обжалование решения антимонопольного органа

23.08.2019

ФАС России сообщает, что Правительством Российской Федерации одобрен законопроект, предусматривающий исключение из ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) [1].

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Закона № 135-ФЗ при принятии заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

По мнению ФАС России, предписание, выданное органам государственной власти, не должно приостанавливаться при обжаловании, поскольку решения органов власти могут ограничивать конкуренцию и мешать бизнесу[2].

При принятии законопроекта органы государственной власти потеряют практический смысл оспаривания решения и выданного на основании его предписания. Исполнение предписания может затруднить или сделать невозможным восстановление прав органа власти в случае признания судом решения и предписания антимонопольного органа незаконными. Однако органы государственной власти не ограничены обратиться в общем порядке в арбитражный суд с заявлением о принятии обеспечительных мер.

Предлагаемое исключение опосредованно распространяется на интересы хозяйствующих субъектов. К примеру, если это касается предписаний антимонопольного органа, отменяющих решения органа власти о предоставлении преференций хозяйствующему субъекту.

В случае если действия или решения органов власти, затрагивающие интересы хозяйствующих субъектов, были признаны антимонопольным органом неправомерными, то предписание, выданное органу государственной власти, не приостанавливается, если его обжалует сам хозяйствующий субъект. Такое исключение из исключения, предлагаемого ФАС России, отсутствует в имеющейся в открытом доступе редакции законопроекта[3]. В то же время оно представляется обоснованными, в связи с чем следует уточнить редакцию законопроекта, изложив ее следующим образом:

 «2. В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением принятия к производству арбитражного суда заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления об обжаловании выданного ему предписания.».

Если принятая редакция законопроекта не будет учитывать интересы хозяйствующих субъектов, которым может быть причинен ущерб от исполнения предписания антимонопольного органа, то при оспаривании решения и предписания в отношении органа государственной власти хозяйствующим субъектам также следует пользоваться общим порядком обращения с заявлением о принятии обеспечительных мер.

 

Автор: Илья Тюленев, старший консультант практики конкурентного права Юридической компании "Каменская & партнёры"