Переход на эталонный метод в государственном регулировании цен

12.08.2019

Документ получил утверждение 06.08.2019 и был опубликован на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы 08.08.2019.

План мероприятий среди прочего предусматривает необходимость:

- Актуализации и утверждения перечня технико-экономических параметров регулируемых организаций, характеризующих масштабы и физическое состояние объектов и систем коммунальной и энергетической инфраструктуры – до 01.09.2019;

- Подготовки проекта постановления Правительства РФ, реализующего основные принципы и порядок применения метода сравнения аналогов с использованием эталонных затрат, содержащего график вступления в силу указанного акта дифференцированно по субъектам РФ – не позднее 01.10.2019:

- Разработки и утверждения единого классификатора операционных расходов, учитывающего отраслевые особенности – до 01.11.2019;

- Разработки форм представления регулируемыми субъектами информации по перечню технико-экономических параметров, а также форм электронных тарифных заявок – до 15.11.2019;

- Разработки методических указаний по расчету эталонных затрат в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения – до 01.01.2020;

- Обеспечения предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен, подключенными к системе ЕИАС ФАС России, регуляторной информации в соответствии с утвержденными формами, отдельно по каждому регулируемому виду деятельности за период 2017-2019 гг. – до 01.04.2019;

- Проведения тестовых расчетов эталонных значений операционных расходов  регулируемых субъектов на основании сформировавшейся информационной базы в ЕИАС – до 01.08.2020.

Исполнителями указанных мероприятий определены Минэкономразвития России, Минстрой России, Минэнерго России, ФАС России.

Приоритетность «эталонного» метода была закреплена в подготовленном ФАС России и Минэкономразвития России проекте Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».

Следует отметить, что деловое сообщество неоднократно делало акцент на том, что для установления метода эталонных затрат нет соответствующей базы, что, конечно, делает внедрение его в тарифное регулирование преждевременным.

По всей видимости, действия Правительства РФ и ведомств направлены именно на решение этой проблемы.

В рамках разрешения данной задачи Дорожная карта предполагает сбор регуляторных данных через регулирующие органы, которые в будущем будут интегрированы с ЕИАС ФАС России. Сбор таких данных, по всей видимости, также облегчит ФАС России проведение контрольно-надзорных мероприятий.

Оценить влияние Дорожной карты на данном этапе затруднительно, необходимо будет отслеживать результаты деятельности ответственных исполнителей Дорожной карты в указанных в ней направлениях.

Можно с уверенностью говорить лишь о том, что сроки для реализации плана с учетом объема мероприятий, представляются очень сжатыми.

 

Автор: Елена Лысова, консультант Юридической компании "Каменская & партнёры"