Татьяна Каменская выступила на Экспертном совете по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при ФАС России.

24.07.2019

22.07.2019 было проведено заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при ФАС России. На повестку дня были вынесены вопросы:

1. Представляется ли в рекламе молочная смесь «Similac Gold» в качестве полноценного заменителя женского молока?

2. Содержит ли рекламное утверждение «RUSPANEL ложится на все» в сочетании с изображением полуобнаженной женщины оскорбительный образ?

3. Формирует ли реклама сервиса Auto.ru негативное отношение к лицам, не пользующимся данным сервисом?

Татьяна Каменская выразила экспертное мнение по данным вопросам. Так, в рекламных материалах продукции «Similac Gold» содержатся ссылки на то, что данный продукт не является грудным молоком. Более того, в ряде материалов производитель разъясняет, что молочные смеси не могут заменить женское молоко.

Следовательно, содержащееся в рекламных роликах, на сайте производителя и других рекламных материалах указание на то, что молочная смесь «Similac Gold» не является полноценным заменителем женского молока является достаточным для восприятия рядовым потребителем и осознания данной информации.

По вопросу рекламы RUSPANEL Татьяна отметила, что рассматриваемые рекламные материалы, направлены на создание условно-рефлекторной связи между брендом и визуальным образом, который используется в материалах.

В административной и судебной практике уже сформировался подход, согласно которому использование в рекламе образов женщин и мужчин в полуобнаженном виде в отношении продукции, которая не предполагает использование таких образов, является нарушением законодательства.

Словесный элемент «ложится на всё» формирует уничижительный, оскорбительный образ в отношении женского пола.

Кроме того, данная реклама может противоречить ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», поскольку особенно сильное влияние реклама оказывает на детей. Тогда как, согласно указанной норме, государство должно обеспечить содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

По вопросу рекламы сервиса Auto.ru Татьяна пояснила, что закон рассматривает потребителей рекламы как лиц, подпадающих под влияние рекламы. Такой подход дает основания полагать, что реклама способна побудить потребителей не только к покупке рекламируемого товара, но и к совершению иных, напрямую не связанных с приобретением товара действий, о которых он получил представление из рекламы. Реклама ввиду ее публичности и многократности воспроизведения способна оказать как положительное, так и отрицательное влияние на процесс становления эталона поведения в обществе.

Кроме того, в роликах Auto.ru можно рассмотреть оскорбительный образ лиц, которые не могут себе позволить размещение рекламы в Auto.ru по причине тяжелого финансового положения или проживания в регионе, где нет доступа к сети Интернет - оскорбление в отношении социальной категории (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе)

В данном материале ролики формируют в сознании потребителей устойчивую ассоциацию, которая заключается в том, что лица, которые не пользуются Auto.ru являются мошенниками.

По итогам голосования экспертный совет согласился с позицией, изложенной Татьяной Каменской и признал, что реклама RUSPANEL и Auto.ru является ненадлежащей. Тогда как реклама молочной смеси «Similac Gold» соответствует требованиям закона.