Уменьшение объема упаковок – акт недобросовестной конкуренции?

04.09.2019

Россияне уверены, что меняя упаковку, продавцы продуктов питания вводят их в заблуждение. На полках вместо традиционной фасовки — литр и килограмм — стал появляться «оригинальный» вес.

Большинство россиян уверены, что в магазинах их хотят обмануть. Именно с этой целью, по мнению 65% опрошенных, уменьшили объемы упаковок продуктов, свидетельствуют результаты исследования ВЦИОМ.

Из-за уменьшения объема упаковок около половины опрошенных пожаловались на то, что не на всех продуктах легко найти информацию о весе или объеме — об этом сказали 42% респондентов.

Указанные обстоятельства выглядят весьма убедительно, для того, чтобы сказать «да», сокращение объема упаковок продукции является актом недобросовестной конкуренции.

Однако, нельзя забывать о четырех фундаментальных признаках, необходимы для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции, а именно:

- наличие конкурентных отношений;

- противоречие закону, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности;

- причинение или возможность причинения убытков.

На наш взгляд наиболее сложным для доказательства будут последние два критерия.

Установление признаков получение необоснованных преимуществ перед другими производителями и причинения убытков будут зависеть как от мнения рядовых потребителей так и действий производителей на рынке.

Если на рынке производители действуют одинаково, то есть, например, все производители шоколада выпускают продукцию весом в 90 г., вместо привычных 100 г., то ни о каком акте недобросовестной конкуренции не может быть и речи.

В то же время, если не все производители действуют подобным образом, то дела обстоят несколько сложнее.

В данном случае, не обойтись без опроса общественного мнения, с правильно поставленными вопросами в анкете.

Для начала необходимо установить, как часто потребители покупают исследуемую продукцию.

Далее какими характеристиками они руководствуются при выборе того или иного продукта.

И наконец, выбрали ли бы они продукцию иного производителя, зная, что вес отличается, при прочих сопоставимых условиях.

В случае положительного ответа на последний вопрос, можно говорить о наличии совокупности признаков, необходимых для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции.

Возвращаясь к вопросу, можно ли считать подобные действия производителей актом недобросовестной конкуренции? Ответ - можно!

 

Автор: Илья Кожевников, младший консультант практики конкурентного права Юридической компании "Каменская & партнёры"